Доверие как сущностное определение веры

«…Мыслители человечества – как мирские, так и религиозные – свершают великую ошибку, говоря о_вере в Бога_… В существование Бога не нужно веры. Дόлжно знать, что Он есть. А вот_верить Богу_еще предстоит научиться» (Книга Обращений 19:32-38).

В этих строках Последнего Завета выражена вся проблема: традиционное понимание веры как веры «во что-то» – в корне неверно.

Признание существования или истинности чего-либо есть не вера, а знание или убежденность. Это – не подлинная вера, это ограниченность установкой на следование своим догмам в противовес чужим (конфессиональная вера) либо ограниченность знанием того или иного факта или чего-либо принимаемого за факт (светская вера). К слову сказать, сразу бросается в глаза принципиальная одинаковость светской и конфессиональной веры: та и другая основаны на привязанности к догмам. Будь они даже фактами и аксиомами, они не перестают быть догмами, если к ним относятся как к непререкаемым истинам, не желая видеть, что подчас они весьма узки и зыбки.

Такие «веры» – равно ограниченные принципы, смыкающиеся с недоверием.

Наука и религия никогда не смогут сойтись на таком понимании веры и двигаться рука об руку. Общего языка между собой не смогут найти конфессии, разноязыкие в сердце. Не сумеют по-настоящему понять, т.е. внутренне принять друг друга, представители разных социальных слоев и групп.

Как видим, традиционное понимание веры препятствует нормальному общению людей. А практическое следование такому пониманию, соответственно, есть тупик в историческом движении человеческого сообщества.

Подлинная, или священная вера – нечто совсем иное, а именно доверие.

Это отнюдь не игра слов, не хитроумная лингвистическая манипуляция. Присмотримся к существу дела.

Если вера в старом понимании есть, строго говоря, закрытость (или, в лучшем случае, открытость только ближайшему окружению, «своим»), то вера как принципиальная установка на полное доверие есть открытость или готовность открыться всем и всему: Богу, Миру, людям, любой ситуации в реальности.

Принципиальная открытость означает безусловную, самозабвенную любовь всеобщего масштаба, любовь к любому, без деления на «своих» и «чужих». Это – истинно нравственное качество, которое должно быть понято как сущностная характеристика представителей рода «Человек», как человечность.

По своему содержанию человечность (доверие, открытость, любовь) – это стремление постоянно отдавать свое душевное тепло, свои творческие способности окружающим, не ожидая ничего взамен, это стремление всегда делиться с ближними тем, в чем они нуждаются для своего развития.

Кроме того, человечность есть стремление не держаться «своего», а воспринимать извне всё необходимое для самоизменения в соответствии с Гармонией Мироздания.

Следовательно, вера-доверие является решающим условием преодоления человеком своих эгоистических привязанностей и наклонностей. Такая вера требует одоления гордыни, своецентричного мироотношения вообще, превозможения чрезмерно разросшихся природно-инстинктивных качеств, а значит, предполагает отказ от самоцельного преследования материальных интересов и выгод.

Отсюда должно быть ясно, почему священная вера (полное доверие) есть по существу синоним духовности, а фактически также и творчества в самом широком смысле этого слова. Ибо настоящее творчество проистекает именно из веры и любви, а не из корыстных или тщеславных побуждений.

Ясно должно быть и то, что вера есть не противоположность познанию и знанию, а непреложное условие того и другого. Только доверие, открытость миру (а не сомнение, страх или соображения потребностно-полезностного свойства) дает возможность истинного познания. Поэтому-то вера первична в сравнении с разумом, и поэтому sola fide, только верой разум может быть_верно_сориентирован в своих целях и методах, облагорожен и поставлен на достойное себя место – место помощника духовности.

Если при традиционном понимании веры векторы людских устремлений направлены у каждого на самого себя, то вера-доверие требует прямо противоположного: направленности смысложизненных векторов у каждого на всех других. Лишь при таком условии возникает возможность не формального, не внешнего, а действительного, реального, прочного внутреннего объединения людей в планетарном масштабе. Лишь такая вера есть единственно верная вера, а следовательно, Вера Единая. И лишь то Учение, которое основано на этой Вере и которое подробно разъясняет ее законы и учит их исполнению, – есть Учение Истины.
×

По теме Доверие как сущностное определение веры

Доверие и вера

Вначале вера - это шраддха, предварительное доверие процессу преданного служения...
Религия

Самое простое определение цели

Творец создал желание насладиться и наполнил его светом. Творец и творение были...
Религия

Оказанное доверие

От себя... Не могу сказать что этот текст , как впрочем и все последующие имеют...
Религия

Медитация на определение своей дхармы

Что такое шраддха Одна из самых основных потребностей людей – ощущать, что в...
Религия

Эффективная религия: как оценить пользу своей веры?

В этой статье я бы хотел поделиться одной своей идеей относительно религии и...
Религия

Проблемы веры

Ответ Тайяны: А была ли вера? Разве можно потерять то, чего нет? Болью души вы...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Как заставить себя медитировать?