Дух Святой в суфизме

Существует мнение, что суфии, будучи первыми учениками Христа, перебрались впоследствии в Азию, спасаясь от гонений укрепившейся Христианской Церкви. С возникновением ислама, суфии внешне восприняли его идейную сторону, внутренне оставаясь адептами сакрального восхождения. Сам термин "суфий", происходит от санскритского корня "саф" - чистый. Существуют и другие этимологии этого слова, но как нам представляется, приведённая выше этимология духовно оправдана.

Как и первые христиане, суфии воспринимали Святой Дух непосредственно и соответственно обозначали Его как "Дыхание Бога", "Дыхание Аллаха", "Дыхание Мессии" и т.д. При этом, суфии олицетворяли Бога в образе Возлюбленной, подчёркивая Женскую Ипостась Святого Духа, и символически сравнивая духовное томление с любовной страстью:

Мир - Дыхание.
Любовная страсть влюблённых,
Сама Возлюбленная -
Просто Дыхание.
/рубаи Ираки/.

Поговори с усладой сердца моего -
С Той, что подобна утреннему ветерку.
Наша любовь вспыхнула, как утренняя заря -
На одном вздохе.
/Саади/
Теперь рассмотрим Дыхание в разных его аспектах.

НАФАС
В арабском языке, для обозначения Дыхания используется термин "нафас". Он образован от арабского корня "н-ф-с" (утешать, утолять, облегчать, распространяться). Это Тот Самый Дух Утешитель, о Котором говорил Христос!

"Как специальный суфийский термин Дыхание - это дарование утешения сердцу посредством тонких частиц из сферы Незримого (лата'иф гхойюб), - поясняет Кошайри. - Характер того, кто "обладает" дыханием, доброжелательнее и покладистее, чем у того, кто является "обладателем" мистических состояний. Суфии полагают, что "обладатель Дыхания" (сахиб-э нафас) - это продвинутый адепт, "обладатель времени" (сахиб - э вакт) - начинающий, а "обладатель состояний" (сахиб-э хал) занимает промежуточное положение между ними. Люди сердца имеют дело с метафизическим временем, посвящённые в тайны духа - с мистическими состояниями, Дыхание же - это занятие адептов глубинного "я" (ахл-и сара'ир)"

"Дыхание Мессии" - это метафора того животворного воздействия Дыхания Мастера, которое Оно способно оказать на души, умирающие и порабощённые своими страстями.

Например, у Хафиза находим:

Приободрись, моё сердце,
Я чувствую Его в воздухе -
Чью-то вдохновенность на пути,
Благословенное Дыхание,
Вдохновенность Мессии.

"Дыхание Божественной Милости" (нафас-и рахман). Этот термин в суфизме наделяется особой значимостью. Абдор-Раззак Кашани пишет: "Дыхание Божественной милости или милосердия (нафас-и рахмани) есть сродственное бытиё (воджуд-и идхафи), единосущное, но множественное по проявлению в архетипных формах (совар-и ма'ани), то есть в неизменных архетипах (а'йан) и их конкретных аспектах (ахкам) на плане Божественного единства (вахидият).

Всё Бытиё явилось в виде выдоха,
выказав себя как распростирание истинного рассвета,

распахивающего врата
этого вселенского пристанища.
/Ресалаха-йе Шах Ни'мато'ллах Вали IV, с.80/

В "Наставительном трактате" (Рисала-йе хедайат) Шаха Ниматуллы о Дыхании Божественной Милости сказано так: "Дыхание Божественной милости - это экзистенциональное самопроявление (таджалли-йе воджуди), видимое на уровне Божественности, поскольку оно вбирает в себя все конкретные аспекты Божественных Имён, которые являются всеобщими архетипами (сурат-и коллийя) уровня Божественности.

Первый зримый эффект Дыхания Божественной Милости появляется по милости Всеобъемлющего Имени "Аллах". Последующие эффекты определяются универсальными именами, такими как Аль-Рахман (Милостивый), затем подчинёнными именами (асма'-и таллийя), которые порождают архетипические сущности (а'йан) индивидуальных существ". /Ресалаха-йе Шах Ни'мато'ллах Вали II, с.190/

В "Зеркале влюблённых" (Мир'ат-и 'ошак), недатированном справочнике неизвестного автора по суфийской мистической терминологии, об этом термине говорится следующее: "Это непрестанное излияние, или истечение (фаидх), Бытия на сотворённые сущности. Такое излияние едино и целостно - если смотреть на Него из Его истока в Божественном Единстве, откуда Оно напоминает то самое распространение дыхания, которое при вдохе и выдохе человека служит для облегчения "животного духа" (рух-и хаивани). И Оно же множественно, если расматривается в его связи с относительными существами (воджудат-и идхафи), отчего Оно и сближается с множественностью человеческих дыханий, облечённых в звуки, или "буквы" (хоруф)". /Тасаввуф ва адабийят-и тасаввуф (включая Мер'ат-э 'ошак), с.233/

Ещё один термин - "непрерывность Дыхания Божественной Милости" (имтидад-и нафас рахмани). Тот же автор поясняет: "[Это выражение] обозначает непрестанное излияние (таджали) Божественной Сущности на все развёрнутые аспекты (макхаредж) уровней (маратеб) трансцендентных конфигураций (хоруф-и алийя), совершенства Бытия, и "совершенных носителей" (маракебат-и тамма) феноменов.

Это излияние включает в себя проявление велений ипостасей Бытия (шо'унат), явление Божественной Милости, и всех возможных существ. /Тасаввуф ва адабийят-и тасаввуф (включая Мер'ат-э 'ошак), с.172/

Слова мастеров о дыхании
Суфии считают, что сперва Бог сотворил сердца, сделав их фонтаном Своего духовного знания. Затем Он сотворил скрытые центры сверхсознания (асрар), как средоточие Божественного Единства (таухид) /Shimmel, op. cit., p. 192/

Рузбихан о Дыхании: "Дыхания - это благоуханные дуновения, рождённые на Бореях любовной близости и распространяющие откровение Божественной Сущности и Свойств, благоухающие ароматом садов Незримых сфер и сфер Незримого среди Незримого, передавая наиболее драгоценное и сокровенное знание, и преисполненные экстатического видения времени без начала и конца.

Бог возглашает: "Клянусь зарёй, когда она дышит" (Коран 81:18) По словам арифа, "Дыхание - это воскурение Божественного из курильниц Святого Духа, которое разносит мягкие ветерки Божественного Единения, приносящие благоухание Божественной Красоты "/Машраб ал-арвах, с.199/

"Дыхание - это то, что поднимается от сердца в сопровождении взываний к Богу (зикр), его истина пламенеет Божественным проявлением (таджалли), исходящим через уста Духа."/Шарх-э шатийят-э (Рузбихан)/

Согласно описанию Абдор-Раззака Кашани, "Дыхание даёт утешение сердцу посредством [оживотворения] реальностей тонкого мира. Дыхание - это близость любящего и Любимой".

Шах Ниматулла даёт поэтический комментарий к этой фразе:

Если Реальный Объект
согласия любящего и Любимой - дыхание,
Пусть их дыхание объединится в любви,
сольётся воедино -
Пока Возлюбленная
не станет Дыханием влюблённого.
/Ресалаха-йе Шах Ни'мато'ллах Вали IV, с.80 /

И в завершение - строки Джами:
"Единственная моя ценность - Дыхание, -
сказал ариф, твёрдый в вере. -
Не оглядываясь назад, не забегая вперёд,
Я занимаюсь одним делом: дыханием"./Хафт Ауранг, с.33/

ДАМ
Слово "дам", как и "нафас", используется суфиями как специальный термин, означающий на персидском языке "дыхание". Часто оно синонимично выражению "ласковое Божественное Дуновение" (нафха-йе илахи), которое в свою очередь близко к "дыханию Божественной Милости", о котором шла речь выше.

"Дам" как синоним "нафасу":
Врачеватель Любовной страсти сочувствует,
Одарённый Дыханием (дам) Иисуса,
но чего стоят его смягчающие средства,
если у тебя нет боли?
/Хафиз/

"Дам" чаще всего используется в отношении мастеров, святых или суфиев, чья внутренняя природа очищена, их Дыхание даёт жизнь тем душам, которые мертвы из-за потакания своим эгоистическим страстям (нафс), и совершенствует тех, кто несовершенен. Имея это в виду, Аттар говорит:

Слова Аттара даруют жизнь душе.
Поистине и у него - дыхание Иисуса.

"Дам" как "Дыхание Божественной Милости"
или "Божественный Ветерок"
Это дополнительное значение слова "дам" происходит от высказывания Пророка: "Божественные ветерки от твоего Господа веют сквозь дни твоей жизни. Внемли!"

Руми пишет:

Пророк сказал:
"Душистые духовные Дуновения
веют от твоего Господа
сквозь течение твоих дней:
Почувствуй эти моменты и улови их,
Когда они приходят.
Лёгкий Ветерок возникает, видит тебя и ускользает,
дарует свою милость кому пожелает
и несётся дальше.
Будь начеку, чтобы в следующий раз
Он не застал тебя в небрежении
и не оставил тебя стоять.
Душа на огне закаливается этим Ветерком;
умирающая душа приходит в движение -
ниспосланное небом движение,
тонкое и возвышенное,
ничуть не похожее на движение сотворённых вещей.
Если бы этот Ветер сошёл на небо и землю,
они уклонились бы от несения его ноши.

Сквозь трепет этого самосущего,
Беспредельного Дуновения
услышь:
"Они отказались понести" залог,
ибо "устрашились его".
Как мучительна кровь горы,
обратившаяся в воду
от ужаса перед столь великой ношей. /Маснави-йе ма'нави II, 1951 - 1959/

Аттар пишет:

Если бы исток всех вещей
не находился в этом дыхании,
не было бы ни человека, ни мира.

Магриби пишет:

Утренней порою Твои рубиновые уста вздохнули.
Дыхание над царством небытия.
В одном дыхании Ты дала этому миру рождение.

Санаи пишет:

Отцом Адама на земле было Дыхание,
которое несла в себе Мария.
Плоть - пропитана цветом Адама,
душа - сформирована ароматом Дыхания.
Все потомки от этого Дыхания - Адамы, люди.
Все чуждые этому Дыханию - "белое полотно",
пустые люди.
/Хадикат ал-хакикат, с.185/

"Благословенное Дыхание" (мобарак дам).
Это выражение обозначает Боговдохновенное Дыхание Божьих святых.

Есть некий человек в этом городе,
чьё Дыхание благословенно.
Немногие обладают таким же
благочестием.
/Анон/

"Дыхание от Бога" или "Настоящий момент драгоценен" (дам гханимат аст).

Дорожи, мой друг, Дыханием рассвета,

Вдохновлённым Христом.
Быть может, этот Ветерок, ниспосланный Господом,
сможет оживить твоё сердце,
в котором умерла любовь.
/Саади/

Храни момент как сокровище, о сердце!
Всё наследие жизни - знай об этом - дыхание.
/Хафиз/
Ang

По теме Дух Святой в суфизме

Дух Святой в йоге

Дух Святой не только известен, но и является наиважнейшим элементом в йоге. Перевод слова "йога" полностью аналогичен переводу слова "религия...

Почему не допускается хула на Духа Святого

Когда человек осознает самого себя, он не говорит, что Я - это моя нога или голова, о них он говорит МОЁ. А «Я» – это то, без чего человек не ощущает...

Суфизм. Религия. Вера

Является ли суфизм религией? Люди напрасно лома­ют копья вокруг имен и жизнеописаний спасите­лей, называя свои религии их именами, вместо того чтобы...

Суфизм о вере

Первыми суфиями считают носивших шерстяные власяницы аскетов, живших в Ираке и Сирии в конце VIII—начале IX века, которые стремились постичь тайный...

Суфизм - путь сердца

Хотя я одиннадцать лет изучал суфизм и жил в его традициях, я не чувствую себя до конца компетентным человеком, чтобы утверждать, что я «суфий». Тем...

Суфизм

Слово "Суфизм" в соответствие с греческой и арабской этимо-логией означает Мудрость для одних и Чистоту для других, но ясно, что обе концепции...

Про Дух Святой в суфизме

Святой Дух

Здесь я не предлагаю говорить о догматических вопросах, связанных с учением о Духе Святом. Но все-таки проблема о Духе Святом и об Его отношении к...
Журнал

Святая Троица

В просветляющих энергиях Новой Эпохи тайны, скрываемые до сих пор за императивностью религиозных догматов, обнаруживают свою простоту и доступность...
Журнал

Святое место

Когда вы начинаете использовать созидающую визуализацию, то первым делом надо создать в себе святое место, куда вы могли бы пойти в любой момент...
Психология

Святая святых

Рассказ об этом поразил меня с детства на всю жизнь... Где-то в глубине древнееврейского храма, в глубине и высоте, внутри и над — таинственное...
Журнал

Святой Грааль

Что из себя представляет Святой Грааль? Где он находится? Существует ли он на самом деле? Все эти вопросы до сих пор неразгаданы. Множество экспедиций...
Журнал

Святой Грааль

Легенды о Святом Граале продолжают волновать воображение уже не первого поколения любителей тайн. Неясная, загадочная реликвия, несущая в себе...
Журнал

Святой Грааль

На днях римский археолог Альфредо Барбагалло заявил, что отыскал Святой Грааль — легендарную реликвию, которую человечество не может найти уже в...
Журнал

Святой Франциск

Перед смертью святой обрел стигматы - раны, полученные Спасителем на кресте, - еще раз доказав свою близость к Христу. Казалось бы, чему может научить...
Журнал

Святые места Индии

В Индии есть четыре святые дхамы – Бадринатх Дхам на севере, Рамешварам Дхам на юге, Двараканатх Дхам на западе и самая главная дхама на востоке...
Журнал