Сэссин

Далее я бы хотел прояснить действительность дзадзэн и позицию нашей жизни в соответствии с дзадзэн, глядя на интенсивный ретрит Дзэн, сэссин, и что испытывают во время него. Слово сэссин означает "прикасаться к уму или слушать ум", и он состоит из нескольких дней, почти полностью посвящённых дзадзэн(35).
Сэссин
После смерти моего учителя Саваки роси в 1965 году, я начал проводить в Антайдзи сэссины длинной в пять дней каждый месяц. Нет сэссинов только в феврале из-за холода и в августе из-за жары, а в июле и сентябре сэссины продолжаются только по три дня. Во время всех этих сэссинов программа просто состоит из повторяющихся 14 периодов дзадзэн, между которыми лежат короткие периоды ходячей медитации Дзэн (кинхин), от 4 часов утра до 9 вечера. Едят 3 раза в день и после каждой еды есть пол часа паузы, в течение которых каждый занимается своими личными делами. В Антайдзи каждый период дзадзэн длится 50 минут, а во многих других монастырях и центрах они длятся по 30 или 40 минут. Существуют две уникальных особенности сэссина в Антайдзи. Первая - это то, что совершенно нельзя разговаривать. Нет приветствий или общения, нет даже какой-либо рецитации сутр, которые могут происходить в храме в другое время. Обычно глава храма Сото Дзэн не сидит лицом к стене, а скорее лицом к остальным монахам или практикующим, чтобы следить за ними, но я всегда сижу лицом к стене вместе со всеми остальными. Это главные характерные особенности сэссина в Антайдзи. Единственное указание, которое добавляется к этим правилам, это что ты направляешь своё внимание на свою собственную практику, не обращая внимания на всё остальное. Я начал такой вид сэссинов после того как попробовал другие различные виды, и продолжал эту практику с 1965 года, потому что я верю, что это самый чистый путь воплощать на практике слова Саваки роси: "Дзадзэн - это 'я' делающее 'я' посредством 'я'".

Пять дней абсолютной тишины должны помочь каждому стать своим "я", которое ни что иное, как универсальное "я", без общения или отвлечения своего внимания на других(36). Более того, эта непрерывная тишина превращает пять дней в один непрерывный период дзадзэн. Мы не используем кёсаку, палку, которую используют во многих храмах Дзэн, чтобы разбудить сидящих, которые могут задремать. Так как мы откладываем всё в сторону и сидим лицом к стене, просто будучи самими собой во время дзадзэн, то мы можем испытать ужасную скуку. Если бы кёсаку носили по кругу, то она бы стала игрушкой, отвлекающей людей от их скуки. Например, тот, кто сидит тихо, услышав человека, носящего по кругу кёсаку, может начать думать о том, насколько идеальна его поза и почему нет никаких причин бить его, или же о том, какой длинный день и как же он может сделать так, чтобы его ударили, просто чтобы убить время.

Мне кажется, что мы проводим всю свою жизнь за игрой в игрушки. Это начинается сразу после того, как мы рождаемся. Первая игрушка - это соска бутылки с молоком. Когда мы становимся немного постарше, то берёмся за кукол и плюшевых мишек. После этого это наборы сделай-сам, камеры и машины. В юности мы переходим к сексу, а потом уже идут учёба и исследования, соревнования и спорт, вместе с серьёзностью в бизнесе и, может быть, поиском славы. Это всё просто игры в игрушки! Прямо до нашей смерти мы меняем одну игрушку на другую, и заканчиваем жизнь, не сделав ничего другого, кроме как поиграв с игрушками.

Делать дзадзэн означает осуществлять реальность жизни. Дзадзэн - это "я", которое только "я" вселенной, без каких-нибудь игр в игрушки. Дзадзэн похож на время прямо перед нашей смертью, когда все игрушки были убраны. Но даже тогда, мы ищем себе что-нибудь, с чем могли были бы поиграть, даже если это и на одно мгновение.

Что ты делаешь, когда становишься сонным во время сэссина в Антайдзи? Если целью кёсаку является рассеивание твоей сонливости, то ты не можешь иначе, кроме как заснуть, когда она не используется. Однако нет причин для беспокойства - нет никого, кто бы мог проспать все 70 часов дзадзэн пятидневного сэссина! Ты неизбежно проснёшься. Так как это твоя собственная практика, то ты просто делаешь дзадзэн от всего сердца. Дзадзэн - это не что-то, что человека должны заставлять делать. Это практика, которую делаешь ты сам, в качестве "я", которое только "я".

Может случиться, что ты будешь бодрствовать, но тебе будет очень скучно. Чтобы убить время, ты можешь подумать о какой-нибудь определённой вещи и развлекать себя этой идеей. Даже хотя это и твоя собственная практика, нелепо убивать время таким образом, но иногда люди делают так. Тем не менее, если ты умственно нормальный, то не сможешь продолжать эти мечтания до бесконечности - в сэссине, где есть только тишина и сплошные длинные часы дзадзэн, ты бы почувствовал, что сходишь с ума. Здоровый ум не может вынести борьбы и связи с одной иллюзорной мыслью на протяжении длительного периода времени. В итоге ты сам поймёшь, что самое удобное - это отпустить иллюзии и стремиться к прочной позе дзадзэн. Другими словами эти сэссины - это просто сидение в качестве "я", которое только "я", без каких-либо внешних ограничений. Следовательно, ты не можешь иначе, кроме как вернуться к тому "я", которое только "я", только жизни, происходящей здесь и сейчас, и которую не могут сдвинуть с места иллюзорные мысли.

Как я уже сказал, я сижу лицом к стене, как и все остальные в зале для дзадзэн. Это ликвидирует наши взаимоотношения, основанные на наблюдателе и наблюдаемыми. Если бы я сидел с целью наблюдения за остальными, то я бы делал только это и потерял бы из виду свой собственный дзадзэн. Также, если бы все ощущали, что за ними смотрят, когда они делают дзадзэн, то это бы превратилось в дзадзэн, продолжающийся в пределах разделений на "я" и "других" и перестало бы быть дзадзэн, который по-настоящему "я", которое только "я". Я должен продолжать свою собственную практику дзадзэн, в то время как все остальные должны практиковать свой собственный дзадзэн в качестве "я", которое только истинное "я".

Во время сэссина не дают указаний, касающихся дзадзэн, поэтому для того чтобы делать такой сэссин правильно, ты уже должен понять, какой должна быть твоя умственная позиция. Я надеюсь, что люди будут сидеть сэссины, после того как прочли и поняли это. Если у них всё ещё есть вопросы, то они могут посетить учителя Дзэн и задать их ему до или после сэссина.

Человек, который решил практиковать дзадзэн после чтения моего объяснения, имеет довольно другое отношение, чем человек, который просто приходит и сидит дзадзэн, не задавая вопросов. Есть также большое количество людей, которые беспокоятся об интеллектуальном понимании - то есть они полны спорными теориями. Для того чтобы эти упрямые люди смогли понять посредством своего собственного опыта, что дзадзэн - это не теория, а то, что ты делаешь на самом деле, я прошу их погрузиться прямо в эту абсолютную тишину практики дзадзэн.
×

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Маскировки, за которыми скрывается Просветлённость Ума
Быть спокойным - самое ценное качество