Гордость и самомнение

Следующее мешающее чувство, которое требует противоядия, это гордость. Противодействие ему совершается посредством следующего размышления. В нескончаемых существованиях, которые я прожил в течение многих эонов, я ходил по нескончаемому кругу.
Гордость и самомнение
Как упрям и своенравен я, несмотря на познанные страдания, остаюсь непоколебим, постоянно готов страдать еще больше.

В прошлом много разных Будд появлялось на Земле, и все давали учения. Я же был неспособен это множество указаний использовать, чтобы освободиться из круга существования. Если я рассмотрю только эту жизнь, несмотря на все те посвящения, устные передачи, комментарии и специальные советы, которые мне давались я все еще пойман в круг существований. До сих пор ни одно из них не оказало действия.

В моих стремлениях следовать учениям повторялся я прося о трех уровнях обетов, я обещал выполнять их. Внешний обет этического поведения, внутренний обет Бодхисаттвы, в котором я обещал достигнуть просветления на благо других, тайные обеты Ваджраяны, в которых я обязался сохранять чистое видение.

И все же я нарушил все эти обеты, и моя дисциплина стала нечиста, Так что я каждый день совершаю целую лавину ошибок и нарушений. Я провел много времени, повторяя мантры и делая медитации на непредставимое количество йидамов. И все еще мне не удалось хоть на мгновение увидеть одно единственное божество.

Мой ум полностью затемнен, так что я не могу достичь реализации и не могу добиться медитативных опытов. Они неизвестны мне также как волосы на спине черепахи. В бесконечных жизнях я от детства до смерти, не знал ничего лучшего, как использовать свою жизнь, чтобы просто есть и спать и попусту тратить свое время. Ни малейшего времени я не посвятил тому, чтобы практиковать Дхарму и достичь просветления. Я предавался мирским радостям этой жизни и при этом не получал настоящего удовлетворения.

Всегда недовольный, я всегда готов отдавать больше времени и энергии обычным мирским делам. Внутри мой ум полон завесами и затемнениями, которые объясняются пятью ядами. И все же я выдаю себя за чистого человека, когда одеваю монашеские одежды и несу чашу подаяний.

И хотя я не способен объяснить даже содержание одного единственного текста или рассуждать о нем, я смотрю на себя как на очень ученого интеллигентного человека. Все время я хвастаюсь другим своим большим знанием религиозных текстов и своим глубоким пониманием. Хотя мне вообще не удалось ограничить действие 5 ядов ума, я все еще убежден в том, что я - хороший человек, и могу даже убедить в этом других.

Я не только запутан, но в своей запутанности запутываю других также. Я не знаю, что меня ожидает, когда я умру, и все-таки живу в убеждении, что могу сопровождать ум умирающего. Я не знаю, когда прийдет моя собственная смерть, но ни одного мгновения не мыслю об этом. Я возвеличиваю себя тем, что горжусь силой своего благословения, которое может преодолевать препятствия других.

Пока мы идем по жизни с представлением о том, что мы, собственно говоря, совершенно милы и хороши, мы все дальше прячем наши ошибки от нас. Таким образом мы никогда не справимся с ними.

Данное размышление действует таким образом, что наши ошибки мы признаем, и при этом встаем на путь их преодоления. Наша гордость по поводу самих себя и наших прекрасных качеств таким образом преодолевается.

Неважно, кто мы лама или духовный спутник, или кто-то практикующий учение Будды, важно, что мы рассматриваем наш собственный ум регулярно исследуя его на предмет всевозможных ошибок. Если мы только однажды познаем это, то они могут быть преодолены и заменены хорошими свойствами.

Если мы не признаем наших ошибок, мы становимся все больше горды по поводу себя. Гордость приводит к тому, что мы видим наши ошибки как качества, и при этом ухудшается наше поведение по отношению к другим. Люди, с которыми мы имеем дело, подводятся к тому, что они разделяют наше мнение о нас, убеждают нас самих еще в том, что мы совершенно правомерно считаем нечистости нашего ума за чистоту.

По отношению к нам самим и другим мы, таким образом, вызываем перерождение в низших областях существования. Мы должны постоянно практиковать Дхарму, чтобы очистить наши ошибки и уменьшить развитие их последствий. Мы должны при этом начать с того, прежде всего посмотреть на себя самих, чтобы познать наши ошибки. Затем мы должны использовать данные нам указания, чтобы справиться с данными ошибками.

Если наш ум однажды становится свободным от всех ошибок, то все наши действия превосходны. Мы тогда достигаем истинной чистоты состояния Будды, полного просветления. Если мы узнаем наши ошибки в уме, мы начинаем стыдится, и уже эта реакция уменьшает чувство гордости в уме. Если нам бросается в глаза тот факт, что у нас много ошибок в уме, это превосходное средство уменьшения гордости.

Радость по поводу успеха других воздействует против зависти. Подобное умственное упражнение помогает также уменьшить зависть. Мы вспоминаем о том времени, когда мы давали Обет Бодхисаттвы. Во время церемонии Будды были свидетелями в тот день, когда мы давали обет достичь просветления на благо всех существ и привести их потом к такому же состоянию.

В то же время, мы давали обязательство, развить высшую степень добродетели и множество позитивных действий совершать для других живых существ, при этом думая лишь о том, чтобы действовать им на пользу. Мы обещали также просить за других и выражали желание, чтобы они были счастливы и обладали причиной для счастья.

Разве тогда правильно, забыть все это и вместо этого, когда мы видим кого-то, кто счастлив или успешен, кого-то, кому лучше, чем нам или кто большего достиг, становиться по отношению к нему завистливым или чувствовать по отношению к нему недоброжелательство.

Если мы так реагируем, то тогда мы обращаемся против всех наших ранее данных обязательств. Каждый раз, когда мы видим, что кто-то счастлив, мы становимся завистливым, вместо того, чтобы быть радостным по поводу того, что наше желание в качестве Бодхисаттв приходит в исполнение. Это совершенно противоречит обещанию, которое мы дали перед лицом Будд.

Чтобы противодействовать этой реакции, мы должны каждый раз испытывать радость, если кто-то радостен или счастлив. Это средство против мешающего чувства зависти. Мы должны понять, что это просто ведет к перерождению в аду или в качестве полубога со всеми страданиями, которое такое существование несет с собой. Если мы будем каждый раз захвачены завистью, когда мы видим кого-либо, кому лучше, чем нам, мы должны очень тщательно размышлять над этим, чтобы успокоить нашу зависть.

Таким образом, заканчивается второй раздел работы с мешающими чувствами, который описывает преодоление эмоций посредством применения соответствующих противоядий. Методы, которые даны в этом втором разделе, соответствуют методам общих сутр как Махаяны, так и Хинаяны.
×

По теме Гордость и самомнение

Гордость отрезает от света

Сказано: "Не могу Я быть с гордецом в одном месте" – там где гордость, там не...
Религия

2.03. Гордость, порожденная могуществом

Пока Соломон во всем руководствовался законом Неба, Господь был с ним и дал ему...
Религия

Гордость и духовная жизнь человека

«Первый результат от работы над собой — это гордость, которая полностью...
Психология

Гордость как истинная причина всех проблем

Большинству людей кажется, что проблема непривлекательности возникает от...
Психология

Гордость Китая

Джастин Юй, президент китайской объединенной благотворительной ассоциации...
Журнал

Как я испытал чувство гордости за землю, на которой живу

Помните из детских времен сказание про реку Молочную, про берега кисельные? Это...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Какие символы во сне являются приметой к деньгам?
Как преодолеть весеннюю апатию