Следующее мешающее чувство, которое требует противоядия, это гордость. Противодействие ему совершается посредством следующего размышления. В нескончаемых существованиях, которые я прожил в течение многих эонов, я ходил по нескончаемому кругу.
Как упрям и своенравен я, несмотря на познанные страдания, остаюсь непоколебим, постоянно готов страдать еще больше.
В прошлом много разных Будд появлялось на Земле, и все давали учения. Я же был неспособен это множество указаний использовать, чтобы освободиться из круга существования. Если я рассмотрю только эту жизнь, несмотря на все те посвящения, устные передачи, комментарии и специальные советы, которые мне давались я все еще пойман в круг существований. До сих пор ни одно из них не оказало действия.
В моих стремлениях следовать учениям повторялся я прося о трех уровнях обетов, я обещал выполнять их. Внешний обет этического поведения, внутренний обет Бодхисаттвы, в котором я обещал достигнуть просветления на благо других, тайные обеты Ваджраяны, в которых я обязался сохранять чистое видение.
И все же я нарушил все эти обеты, и моя дисциплина стала нечиста, Так что я каждый день совершаю целую лавину ошибок и нарушений. Я провел много времени, повторяя мантры и делая медитации на непредставимое количество йидамов. И все еще мне не удалось хоть на мгновение увидеть одно единственное божество.
Мой ум полностью затемнен, так что я не могу достичь реализации и не могу добиться медитативных опытов. Они неизвестны мне также как волосы на спине черепахи. В бесконечных жизнях я от детства до смерти, не знал ничего лучшего, как использовать свою жизнь, чтобы просто есть и спать и попусту тратить свое время. Ни малейшего времени я не посвятил тому, чтобы практиковать Дхарму и достичь просветления. Я предавался мирским радостям этой жизни и при этом не получал настоящего удовлетворения.
Всегда недовольный, я всегда готов отдавать больше времени и энергии обычным мирским делам. Внутри мой ум полон завесами и затемнениями, которые объясняются пятью ядами. И все же я выдаю себя за чистого человека, когда одеваю монашеские одежды и несу чашу подаяний.
И хотя я не способен объяснить даже содержание одного единственного текста или рассуждать о нем, я смотрю на себя как на очень ученого интеллигентного человека. Все время я хвастаюсь другим своим большим знанием религиозных текстов и своим глубоким пониманием. Хотя мне вообще не удалось ограничить действие 5 ядов ума, я все еще убежден в том, что я - хороший человек, и могу даже убедить в этом других.
Я не только запутан, но в своей запутанности запутываю других также. Я не знаю, что меня ожидает, когда я умру, и все-таки живу в убеждении, что могу сопровождать ум умирающего. Я не знаю, когда прийдет моя собственная смерть, но ни одного мгновения не мыслю об этом. Я возвеличиваю себя тем, что горжусь силой своего благословения, которое может преодолевать препятствия других.
Пока мы идем по жизни с представлением о том, что мы, собственно говоря, совершенно милы и хороши, мы все дальше прячем наши ошибки от нас. Таким образом мы никогда не справимся с ними.
Данное размышление действует таким образом, что наши ошибки мы признаем, и при этом встаем на путь их преодоления. Наша гордость по поводу самих себя и наших прекрасных качеств таким образом преодолевается.
Неважно, кто мы лама или духовный спутник, или кто-то практикующий учение Будды, важно, что мы рассматриваем наш собственный ум регулярно исследуя его на предмет всевозможных ошибок. Если мы только однажды познаем это, то они могут быть преодолены и заменены хорошими свойствами.
Если мы не признаем наших ошибок, мы становимся все больше горды по поводу себя. Гордость приводит к тому, что мы видим наши ошибки как качества, и при этом ухудшается наше поведение по отношению к другим. Люди, с которыми мы имеем дело, подводятся к тому, что они разделяют наше мнение о нас, убеждают нас самих еще в том, что мы совершенно правомерно считаем нечистости нашего ума за чистоту.
По отношению к нам самим и другим мы, таким образом, вызываем перерождение в низших областях существования. Мы должны постоянно практиковать Дхарму, чтобы очистить наши ошибки и уменьшить развитие их последствий. Мы должны при этом начать с того, прежде всего посмотреть на себя самих, чтобы познать наши ошибки. Затем мы должны использовать данные нам указания, чтобы справиться с данными ошибками.
Если наш ум однажды становится свободным от всех ошибок, то все наши действия превосходны. Мы тогда достигаем истинной чистоты состояния Будды, полного просветления. Если мы узнаем наши ошибки в уме, мы начинаем стыдится, и уже эта реакция уменьшает чувство гордости в уме. Если нам бросается в глаза тот факт, что у нас много ошибок в уме, это превосходное средство уменьшения гордости.
Радость по поводу успеха других воздействует против зависти. Подобное умственное упражнение помогает также уменьшить зависть. Мы вспоминаем о том времени, когда мы давали Обет Бодхисаттвы. Во время церемонии Будды были свидетелями в тот день, когда мы давали обет достичь просветления на благо всех существ и привести их потом к такому же состоянию.
В то же время, мы давали обязательство, развить высшую степень добродетели и множество позитивных действий совершать для других живых существ, при этом думая лишь о том, чтобы действовать им на пользу. Мы обещали также просить за других и выражали желание, чтобы они были счастливы и обладали причиной для счастья.
Разве тогда правильно, забыть все это и вместо этого, когда мы видим кого-то, кто счастлив или успешен, кого-то, кому лучше, чем нам или кто большего достиг, становиться по отношению к нему завистливым или чувствовать по отношению к нему недоброжелательство.
Если мы так реагируем, то тогда мы обращаемся против всех наших ранее данных обязательств. Каждый раз, когда мы видим, что кто-то счастлив, мы становимся завистливым, вместо того, чтобы быть радостным по поводу того, что наше желание в качестве Бодхисаттв приходит в исполнение. Это совершенно противоречит обещанию, которое мы дали перед лицом Будд.
Чтобы противодействовать этой реакции, мы должны каждый раз испытывать радость, если кто-то радостен или счастлив. Это средство против мешающего чувства зависти. Мы должны понять, что это просто ведет к перерождению в аду или в качестве полубога со всеми страданиями, которое такое существование несет с собой. Если мы будем каждый раз захвачены завистью, когда мы видим кого-либо, кому лучше, чем нам, мы должны очень тщательно размышлять над этим, чтобы успокоить нашу зависть.
Таким образом, заканчивается второй раздел работы с мешающими чувствами, который описывает преодоление эмоций посредством применения соответствующих противоядий. Методы, которые даны в этом втором разделе, соответствуют методам общих сутр как Махаяны, так и Хинаяны.
В прошлом много разных Будд появлялось на Земле, и все давали учения. Я же был неспособен это множество указаний использовать, чтобы освободиться из круга существования. Если я рассмотрю только эту жизнь, несмотря на все те посвящения, устные передачи, комментарии и специальные советы, которые мне давались я все еще пойман в круг существований. До сих пор ни одно из них не оказало действия.
В моих стремлениях следовать учениям повторялся я прося о трех уровнях обетов, я обещал выполнять их. Внешний обет этического поведения, внутренний обет Бодхисаттвы, в котором я обещал достигнуть просветления на благо других, тайные обеты Ваджраяны, в которых я обязался сохранять чистое видение.
И все же я нарушил все эти обеты, и моя дисциплина стала нечиста, Так что я каждый день совершаю целую лавину ошибок и нарушений. Я провел много времени, повторяя мантры и делая медитации на непредставимое количество йидамов. И все еще мне не удалось хоть на мгновение увидеть одно единственное божество.
Мой ум полностью затемнен, так что я не могу достичь реализации и не могу добиться медитативных опытов. Они неизвестны мне также как волосы на спине черепахи. В бесконечных жизнях я от детства до смерти, не знал ничего лучшего, как использовать свою жизнь, чтобы просто есть и спать и попусту тратить свое время. Ни малейшего времени я не посвятил тому, чтобы практиковать Дхарму и достичь просветления. Я предавался мирским радостям этой жизни и при этом не получал настоящего удовлетворения.
Всегда недовольный, я всегда готов отдавать больше времени и энергии обычным мирским делам. Внутри мой ум полон завесами и затемнениями, которые объясняются пятью ядами. И все же я выдаю себя за чистого человека, когда одеваю монашеские одежды и несу чашу подаяний.
И хотя я не способен объяснить даже содержание одного единственного текста или рассуждать о нем, я смотрю на себя как на очень ученого интеллигентного человека. Все время я хвастаюсь другим своим большим знанием религиозных текстов и своим глубоким пониманием. Хотя мне вообще не удалось ограничить действие 5 ядов ума, я все еще убежден в том, что я - хороший человек, и могу даже убедить в этом других.
Я не только запутан, но в своей запутанности запутываю других также. Я не знаю, что меня ожидает, когда я умру, и все-таки живу в убеждении, что могу сопровождать ум умирающего. Я не знаю, когда прийдет моя собственная смерть, но ни одного мгновения не мыслю об этом. Я возвеличиваю себя тем, что горжусь силой своего благословения, которое может преодолевать препятствия других.
Пока мы идем по жизни с представлением о том, что мы, собственно говоря, совершенно милы и хороши, мы все дальше прячем наши ошибки от нас. Таким образом мы никогда не справимся с ними.
Данное размышление действует таким образом, что наши ошибки мы признаем, и при этом встаем на путь их преодоления. Наша гордость по поводу самих себя и наших прекрасных качеств таким образом преодолевается.
Неважно, кто мы лама или духовный спутник, или кто-то практикующий учение Будды, важно, что мы рассматриваем наш собственный ум регулярно исследуя его на предмет всевозможных ошибок. Если мы только однажды познаем это, то они могут быть преодолены и заменены хорошими свойствами.
Если мы не признаем наших ошибок, мы становимся все больше горды по поводу себя. Гордость приводит к тому, что мы видим наши ошибки как качества, и при этом ухудшается наше поведение по отношению к другим. Люди, с которыми мы имеем дело, подводятся к тому, что они разделяют наше мнение о нас, убеждают нас самих еще в том, что мы совершенно правомерно считаем нечистости нашего ума за чистоту.
По отношению к нам самим и другим мы, таким образом, вызываем перерождение в низших областях существования. Мы должны постоянно практиковать Дхарму, чтобы очистить наши ошибки и уменьшить развитие их последствий. Мы должны при этом начать с того, прежде всего посмотреть на себя самих, чтобы познать наши ошибки. Затем мы должны использовать данные нам указания, чтобы справиться с данными ошибками.
Если наш ум однажды становится свободным от всех ошибок, то все наши действия превосходны. Мы тогда достигаем истинной чистоты состояния Будды, полного просветления. Если мы узнаем наши ошибки в уме, мы начинаем стыдится, и уже эта реакция уменьшает чувство гордости в уме. Если нам бросается в глаза тот факт, что у нас много ошибок в уме, это превосходное средство уменьшения гордости.
Радость по поводу успеха других воздействует против зависти. Подобное умственное упражнение помогает также уменьшить зависть. Мы вспоминаем о том времени, когда мы давали Обет Бодхисаттвы. Во время церемонии Будды были свидетелями в тот день, когда мы давали обет достичь просветления на благо всех существ и привести их потом к такому же состоянию.
В то же время, мы давали обязательство, развить высшую степень добродетели и множество позитивных действий совершать для других живых существ, при этом думая лишь о том, чтобы действовать им на пользу. Мы обещали также просить за других и выражали желание, чтобы они были счастливы и обладали причиной для счастья.
Разве тогда правильно, забыть все это и вместо этого, когда мы видим кого-то, кто счастлив или успешен, кого-то, кому лучше, чем нам или кто большего достиг, становиться по отношению к нему завистливым или чувствовать по отношению к нему недоброжелательство.
Если мы так реагируем, то тогда мы обращаемся против всех наших ранее данных обязательств. Каждый раз, когда мы видим, что кто-то счастлив, мы становимся завистливым, вместо того, чтобы быть радостным по поводу того, что наше желание в качестве Бодхисаттв приходит в исполнение. Это совершенно противоречит обещанию, которое мы дали перед лицом Будд.
Чтобы противодействовать этой реакции, мы должны каждый раз испытывать радость, если кто-то радостен или счастлив. Это средство против мешающего чувства зависти. Мы должны понять, что это просто ведет к перерождению в аду или в качестве полубога со всеми страданиями, которое такое существование несет с собой. Если мы будем каждый раз захвачены завистью, когда мы видим кого-либо, кому лучше, чем нам, мы должны очень тщательно размышлять над этим, чтобы успокоить нашу зависть.
Таким образом, заканчивается второй раздел работы с мешающими чувствами, который описывает преодоление эмоций посредством применения соответствующих противоядий. Методы, которые даны в этом втором разделе, соответствуют методам общих сутр как Махаяны, так и Хинаяны.
Обсуждения Гордость и самомнение