Зикр

Зикр - это средство, с помощью которого состояния (халь) дают свои плоды, пока ищущий не достигнет Божественного присутствия. В пути к Божественному присутствию зерно поминания произрастает в сердце, питаясь водой восхваления и пищей прославления, пока дерево зикра не принесет свои плоды. Это - сила для всего путешествия и основание всего успеха. Это - то, что пробуждает ото сна беспечности, мост к Поминаемому. Шейхи вспоминают своего Господа с каждым вдохом, подобно ангелам, которые - всегда в состоянии зикра, восхваляют Аллаха.

Один из шейхов сказал: "Я вспоминал Тебя, потому что я забыл Тебя на миг; и самый легкий путь для меня - поминать Тебя языком". Если мурид будет помнить своего Господа каждый миг, он возвысит свой дух и душу и будет восседать в присутствии своего Господа. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в достоверном хадисе, упоминаемом в "Муснаде": "Люди зикра - это люди Моего присутствия". Можно сказать, что гностик - тот, кто постоянно делает зикр сердцем и оставляет позади привязанность к этому миру (дунье).

Упоминание о зикре в Коране

Зикр упоминается во многих местах Священного Корана, и в большинстве стихов слово "зикр" обозначает тасба - восхваление, такбар - возвеличивание, тахмад - восхваление и салават - восхваление и молитвы Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах сказал в суре "Аль-Бакара" (152): "Вспоминайте Меня и Я вспомню вас". Он сказал в суре "Али-Имран" (41): "И поминай твоего Господа много и восхваляй по вечерам и утрам". Затем в аяте 191 той же суры: "Поистине, в создании небес и земли и в смене ночи и дня - знамения для обладающих умом, - тех, которые поминают Аллаха, стоя, сидя и на своих боках, и размышляют о сотворении небес и земли: "Господи наш! Не создал Ты этого попусту. Хвала Тебе! Защити же нас от наказания огня".

В суре"Ар-Ра’д" (28, 29): "Те, которые уверовали и сердца которых успокаиваются в поминании Аллаха, - о да! ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца, - те, которые уверовали и делали благое, - им благо и хорошее пристанище".

В суре "Аль-Ахзаб" (35, 41-42): "…поминающий и поминающая Аллаха много, - уготовал им Аллах прощение и великую награду! "; "О те, которые уверовали! Вспоминайте Аллаха частым упоминанием и прославляйте Его утром и вечером!"

Есть много других аятов Корана, упоминающих зикр. Имам Навави говорит в своей книге "Футухат ар-Раббани 'аля-л-Азхар ан-Нававия" (т.1, стр. 106-109): "Все ученые Ислама согласились с принятием и допустимостью зикра сердцем и языком для взрослых мужчин и женщин, для детей, для того, у кого омовение, для того, кто без омовения, даже для женщин во время ее месячных. Более того, зикр разрешен всеми учеными в форме тасбиха, тахмида, такбира и восхваления и молитв Пророку, да благословит его Аллах и приветствует".

Зикр очищает сердце и является источником Божественного дыхания, которое оживляет мертвый дух, наполняя его милостью Аллаха, украшая его Его атрибутами, приводя его в состояние полного пробуждения из состояния небрежности. Если мы будем постоянно заниматься зикрулла (поминанием Аллаха), счастье и мир снизойдут на нас (будут дарованы нам). Зикр - это ключ к радости и ключ к Божественной любви.

Упоминание зикра в Сунне

Согласно Бухари, Абу Муса аль-Аш’ари передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Различие между тем, кто делает зикр и тем, кто не делает зикр, подобно различию между живым и мертвым".

Тирмизи передал от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если будете проходить садами Небес, оставайтесь там". Спросили: "О Посланник Аллаха, что за сады Небес?" Он сказал: "Собрания для зикра".

Бухари рассказал в своей книге от Абу Хурайры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "У Аллаха, Всемогущего и Всевышнего, есть ангелы, которые ищут людей зикра. Если они находят людей зикра, окружают их, так что те достигают Первых Небес. И Аллах спрашивает Своих ангелов: "Чем занимаются Мои слуги?"

Ангелы говорят: "О Аллах! Они восхваляют Тебя и прославляют Тебя и занимаются зикром". Аллах говорит: "Они видели Меня?". Ангелы отвечают: "Нет, они не видели Тебя". Тогда Аллах спрашивает: "Что было бы, если бы они видели Меня?". Ангелы отвечают: "О Аллах! Если бы они видели Тебя, они бы еще больше воздавали хвалу Тебе и славу Тебе, больше бы занимались зикром Тебе". И Аллах спрашивает: "Чего просят они?". Ангелы говорят: "Они просят Твой Рай". Аллах спрашивает: "Они видели Мой Рай?". Ангелы отвечают: "Нет, Господи". Аллах продолжает: "Что было бы, если бы они видели Мой Рай?". Ангелы отвечают: Их пыл и стремление достичь его были бы еще больше". Тогда Аллах спрашивает: "Чего они боятся?". Ангелы говорят: "Они боятся одного огня". Тогда Аллах спрашивает: "Что было бы, если бы они видели адский огонь?". Они отвечают: "Они бы больше и больше убегали от него и просили защиты от него". Тогда Аллах говорит: "Я свидетельствую вам, что прощаю все их грехи". Тогда один ангел спрашивает: "О Господь, среди тех людей был один не из них, он просто зашел спросить что-то у одного из них". Аллах говорит: "Это Мои возлюбленные, которые делают зикр Мне. Кто бы ни пришел в их круг, прощаю его".

У Бухари и Муслима рассказывается от Абу Хурайры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал слова Аллаха: "...Как Мой слуга думает обо Мне, таким

Я и буду для него. Я с ним, если он вспомнит Меня. Если он призывает Меня в душе, Я воззову к нему в Себе, а если он взывает ко Мне в группе людей, Я упомяну его среди тех, кто лучше, в Моем присутствии. Если он приближается ко Мне на расстояние кисти, Я приближусь к нему на локоть; если он приближается ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на расстояние руки; если он пойдет ко Мне, Я побегу к нему".

Тирмизи и Ибн Маджа рассказали, что, согласно Аби Дарда, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Хотите ли вы, чтобы я рассказал вам о наилучших делах для вас, самых почетных и похвальных и благословенных для вашего Господа, высочайших по своему вознаграждению; лучших, чем расходование золота и лучших, чем встреча с врагом и перерезание его горла на джихаде?". Те ответили: "Да, о Посланник Аллаха". Он сказал: "Зикрулла". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: "Для всего есть свое очищение, и очищение сердец - это зикруллах".

Муаз бин Дабаль (р.а.) сказал: "Ничто не спасет от наказания Аллаха, кроме зикра Аллаху".

Существует такое множество других хадисов о пользе и благословениях зикра, что невозможно их всех здесь привести.

Из высказываний имамов и ученых о зикре

Ибн Аббас (р.а.) сказал: "Аллах, Всемогущий и Возвышенный, установил пределы всем обязанностям, возложенным Им на людей, за исключением зикра. Для него нет ограничений".

Ибн Кайм аль-Джаузия говорит в своей книге "аль-Вабиль ас-а’иб" (стр.52): "Нет сомнения, что сердце окисляется, как окисляются медь и серебро. Очищение для него - это зикр, который сделает его вновь, словно чистое зеркало. Окисление сердца происходит от небрежности и греха. Оно очищается при помощи двух средств: раскаяния и зикра. Если чье-то сердце затуманено, отражения образов будут неясными; он будет видеть ложь, как правду, и правду в виде лжи. Когда сердце слишком окислилось, оно становится зетемненным, а в темноте образы Истины и Реальности никогда не появятся.

Лучший путь очищения - через зикруллах".

Ибн Ата'иля ас-Сакандари сказал: "С помощью зикра вы оставите невнимательность и забывчивость, и будете поддерживать ваше сердце присутствующим с Аллахом, Всемогущим и Всевышним". "Лучший путь достичь Его присутствия - через произнесение имени "Аллах" в сердце или языком, или через произнесение любых из Его имен" (Мифтах аль-Фалях, стр.4).

Абуль-Касим аль-Кушайри сказал: "Зикр - самая сильная поддержка на пути к Аллаху Азза ва Джаль. Никто не может достичь Божественного присутствия, иначе как длительным произнесением зикра" (Рисалят аль-Кушайрия).

Муляй аль-'Араби ад-Даркави сказал: "Не говорите "я - ничто" или "я - нечто". Не говорите "я нуждаюсь в том-то и том-то" или "я не нуждаюсь ни в чем". Но говорите "Аллах" - и вы увидете чудеса" (Письма суфийского учителя).

Из приведенного мы видим, что все наставники, истинные шейхи советовали идущему по пути к Аллаху выполнять зикр во всех ситуациях жизни и держаться тех людей, которые собираются для зикра. Мы видим, что Священный Коран, Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и ученые согласуются в этом.

Типы зикра

Зикр может совершаться как тихо, так и вслух. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поощрял людей делать и то, и другое. Среди ученых шариата и суфийских

шейхов одни отдавали предпочтение громкому зикру, а другие - тихому зикру.

Громкий зикр

Бухари рассказывает, что Абу Хурайра (р.а.) сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал слова Аллаха: "Если Мои слуги упоминают Меня в душе, Я упомяну их про Себя. Если он упомянет Меня в группе, Я упомяну его в группе в Моем присутствии". Мы понимаем из этого хадиса, что упоминание Аллаха в группе людей означает громкий зикр. Некоторые ученые делают на основе этого вывод, что громкий зикр позволителен.

Бухари рассказывает в своей книге хадисов, что Ибн Аббас (р.а.) говорил: "Во времена

Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, люди повышали голос в зикре".

Бухари рассказывает также, что Абу Ма’бад (р.а.), освобожденный раб Ибн Аббаса (р.а.), передавал слова Ибн Аббаса: "Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был обычай воздавать хвалу Аллаху вслух после обязательных совместных молитв. Когда я слышал зикр, я знал, что совместная молитва окончена".

Имам Ахмад Абу Давуд и Тирмизи передают, что ас-Са’иб (р.а.) сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Джибриль пришел ко мне и приказал мне, чтобы я приказал моим сподвижникам повышать голоса в такбире".

Рассказано Бухари и Муслимом, и упомянуто Джалалуддином ас-Суюти из других собраний, что али бин Аби Талиб (р.а.) сказал: "Я попросил однажды Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "О Посланник Аллаха, укажи мне кратчайший путь к Присутствию Аллаха, легчайший путь поклонения и лучший путь для Аллаха, Всемогущего и Всевышнего". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"О Али, ты должен постоянно совершать зикруллах, тихо и вслух". Я отозвался: "Все люди совершают зикр. Дай мне что-нибудь особенное". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: "О Али, лучшее из того, что я и все Пророки до меня говорили, это - "Ля илляха илля-ллах". Если небеса и землю целиком положить на одну чашу весов, а "Ля иляха илля-ллах" положить на другую, то "Ля иляха илля-ллах" перевесит. Судный день не настанет, пока будут на земле люди, говорящие "Ля иляха илла-ллах". Тогда я спросил: "Как я должен это произносить?". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Закрой свои глаза и слушай, как я буду говорить "Ля иляха илля-ллах" три раза. Затем ты скажи это трижды, и я послушаю тебя". Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произнес это, и я повторил это вслух".

В пересказе Имама Ахмада и Табарани этот хадис продолжен описанием того, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, учил своих сподвижников зикру.

"Ибада бин Самит сказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"Есть ли среди вас какой-нибудь незнакомец?". И мы сказали: "Нет, о Посланник Аллаха". Он сказал: "Закройте дверь". Потом сказал: "Возденьте ваши руки и повторяйте за мной "Ля иляха илля-ллах". Мы воздели свои руки и сказали "Ля иляха илла-ллах". Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Хвала Аллаху, что Он послал меня в этот мир с этой калимой, и Он наделил меня ею, и Он обещал мне рай через нее, и Он никогда не меняет своего обещания". Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Будьте счастливы! Аллах простил вас".

Джалаладдин ас-Суюти упомянул в сочинении "Натиджат аль-Фикр фи Джахри-з-Зикр" ("Выгоды громкого зикра") 25 достоверных хадисов, где упомянается совершение громкого зикра.

Тихий зикр

В 205 аяте суры "аль-А’раф" сказано: "И вспоминай твоего Господа в душе с покорностью и страхом, говоря слова по утрам и по вечерам не громко, и не будь небрежным!".

Имам Ахмад рассказал: "Абу Хурайра сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, что Аллах сказал: "Я - с Моим слугой, когда он поминает Меня, и в поминании Меня движутся его губы". Комментируя этот хадис, имам Навави говорил:

"Аллах с тем, кто вспоминает Его и призывает Его в сердце, и призывает Его языком, но мы должны осознавать, что зикр сердца совершеннее. Поминающий делает зикр языком

для того, чтобы отражать наличие зикра сердцем. Когда любовь к Аллаху и Его поминание наполняют сердце и дух, язык движется, и ищущий приближается".

Шейх Аман аль-Курда сказал в "Просветлении сердец" (Танвар аль-Куляб) (стр.522): "Зикр языком, который соединяет звуки и буквы, нелегко совершать все время, потому что покупка и продажа, и другие подобные виды деятельности отвлекают внимание от такого зикра. Для зикра сердцем верно обратное. Он назван так, чтобы обозначить его свободу от букв и звуков. При этом способе ничто не отвлекает от зикра, как сказал поэт:

Клянусь сердцем, поминающим Аллаха, в тайне от творения, без слов и беззвучно. Это поминание лучше всего: из него источаются слова святых. Вот почему наши накшбандийские учителя выбрали зикр сердца. Более того, сердце - это место, куда Прощающий бросает свой взор, обитель веры, и хранилище тайн и источник света. Если оно здорово - все тело здорово; если оно нездорово - то все тело нездорово, как стало ясно нам благодаря избранному Пророку, да благословит его Аллах и приветствует". Нечто подобное этому было рассказано на основе свидетельства Айши (р.а), которая сообщила, что, по словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), Аллах скажет в Судный День: "О Мой слуга, у Меня есть кое-что хорошее из принадлежащего тебе, за что Я один вознагражу тебя. Это - твое скрытое поминание". Также по cвидетельству Айши: "Зикр, не услышанный записывающими ангелами, равен семидесяти зикрам, которые они слышат". (Рассказал Байхаки).
×

По теме Зикр

Зикр - Исламская духовная практика

Зикр: что это такое и для чего используется? Это понятие дословно переводится...
Религия

Понимание Себя Подобных

Понимание Себя Подобных. Все мы какой то частью себя чувствуем извечную проблему...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Быть спокойным - самое ценное качество
Маскировки, за которыми скрывается Просветлённость Ума