Как победить обиду

Почему обидчивость — грех, как с ней бороться? Не будет ли считаться лицемерием продолжение отношений с тем, кто вас обидел, если душа ещё кипит? Эти вопросы мы адресовали людям, которым в силу своего служения приходится разрешать конфликты и имеющим богатую пастырскую практику.
Как победить обиду
Пусть пройдёт время

— В ОБЩЕНИИ с некоторыми людьми я иногда чувствую внутренний дух неудовлетворения жизнью: солнце им не светит, ветер не дует и вода не течёт. А когда сравниваешь современную жизнь со временем открытых гонений за одно исповедование веры (после 1917 г.), то начинаешь понимать, что наши скорби и проблемы несоизмеримо меньше, чем были тогда. И приходит внутреннее смирение — и слава Богу за всё, и грех роптать на свою жизнь. Вот в этой плоскости и надо относиться к собственной обидчивости.

Думаю, что в отношении того, кто обидел, поначалу не нужны особые знаки внимания, но хотя бы не противоречь этому человеку, относись ровно. А второе — пусть пройдёт время. Ведь дьявол как бы толкает одного человека на другого. И, отвечая на агрессию агрессией, мы льём воду на мельницу дьявола. Если же мы приостанавливаем этот процесс, то «огонь» начинает угасать. Бывает и так, что тот, кто вас обидел, духовно слаб и именно через него бес хочет ударить и выбить вас из христианского духа жизни. Посмотрите на это под таким углом зрения, и вам станет намного легче. И не забывайте пословицу: «Бог терпел и нам велел».

Архиепископ Нижегородский ГЕОРГИЙ
Важно молиться за обидчика

— ЕСЛИ мы обижаемся, значит, считаем, что с нами поступили несправедливо, мы получили что-то незаслуженно. Именно такими словами чаще всего человек и выказывает свою обиду. А человек смиренный всё принимает как из руки Божией и, подобно благоразумному разбойнику, может сказать: «…достойное по грехам нашим приемлем» (Лк. 23, 41). Если мы признаём, что случившееся с нами — не просто произвол человека, а попущение Божие, тогда сердце не потеряет мира и легче будет справиться с осадком обиды, который может появиться в душе без нашего на то согласия.

Обида — не созидательное чувство, она разобщает людей, вместе с тем увеличивает горечь и страдание в душе того, кто её носит. Под вопросом оказывается вся наша христианская жизнь: мы не можем надеяться на прощение наших грехов Богом, если не умеем прощать всем духовным должникам, которые обидели нас и потому как бы в долгу у нас.

Из сокровищницы церковного Предания можно вспомнить тот пятериковый случай, когда к одному старцу пришёл монах и сказал, что он не может простить своего брата за его какой-то проступок. На что старец ответил, что в таком случае и в молитве он должен опускать слова: «И остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим» (Мф. 6, 12).

Примирение с ближним — необходимое условие нашего обращения к Богу, о котором Господь в Евангелии говорит: «…если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23–24). Не желая прощать обидчика, мы не можем даже подавать в храме записку для евхаристического поминовения или ставить свечу, да и исповедь окажется лицемерием. Может быть, понимание этого кого-то отрезвит и даст силы бороться с этим разрушительным для души чувством.

Ещё очень важно молиться за обидчика. Можно делать за него поклоны с молитвой. Например: «Спаси Господи и помилуй раба твоего (имярек) и его святыми молитвами спаси мя грешного». Конечно, не всегда наш обидчик православный человек и способен к какой-либо молитве. Но помолиться о спасении любого человека, какие бы ни были его убеждения, всегда можно и полезно как для него, так и для нас. Главное при такой молитве — нудить себя на сердечное благорасположение. Вначале это будет получаться сквозь зубы, с большим трудом, потом станет легче.

Кроме того, чтобы научиться не носить обиду, необходимо все суды передать Богу. «Мне отмщение, Я воздам…» (Рим. 12, 19) — говорит Господь в Священном Писании.

У нас в народе было принято такое выражение, которое адекватно выражает библейскую истину: «Бог судья». Когда человек сможет так сказать, с души спадёт тяжесть.

Я не согласен с тем, что человек лицемер, если он старается с внешней приветливостью общаться с обидчиком, чтобы изжить обиду из сердца. Господь смотрит на наше произволение человека, на мотивацию наших поступков. Если человек старается, чтобы в душе родилось доброе отношение к обидчику, то это и есть путь к тому, чтобы преодолеть обиду. Просто сердце человеку после грехопадения далеко не всегда послушно. Оно легко откликается на страстные раздражители, но к тому, что должно быть свойственно нам по богоподобной природе, очень часто остаётся безучастным.

Поэтому приходится нудить себя, чтобы изменить греховное расположение на состояние благожелательное. Вначале приходит осознание своей неправоты, потом следует волевое усилие, конкретные поступки, чтобы исправиться, и только потом со временем может что-то измениться к лучшему в сердце, во внутреннем человеке. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Делай дела любви, и к тебе придёт любовь».

Епископ Дмитровский АЛЕКСАНДР, викарий Московской епархии

Мы получаем заслуженно

— В ОСНОВЕ обидчивости лежит грех — саможаление и тщеславие. Человек обижается, потому что кто-то задел его самолюбие.

В то же время следствием обиды являются озлобленность и злопамятность.

Святитель Игнатий Брянчанинов пишет в первом томе своих сочинений, что однажды, когда он творил Иисусову молитву, ему захотелось, чтобы его публично оскорбили. Вот так действует благодать — для духовно преуспевающего человека обиды даже в сладость. Гордым людям это непонятно, для нас обиды — это тяжесть. А для смиренных они в радость.

Бороться с обидой надо смирением. Когда человек считает себя грешным и достойным всех поношений и скорбей, то они его уже не задевают. Смиренный — как Ванька-встанька, его невозможно уронить. Как его ни унижай, ни поноси, в какую грязь ни окунай, с него как с гуся вода. Потому что он пребывает уже в другом мире и человеческие обиды его не касаются.

А только начинаешь сознавать некую правду в своей обидчивости, тут и возникает беспокойство. Но ведь наша правда — человеческая, она ничто перед правдой Божией. Правда Божия — высшая справедливость, согласно которой ничего несправедливого не бывает, а значит, эту «несправедливость» мы заслужили. Как только признаем это и нашу человеческую правду отложим, то сразу всё успокоится — и с Богом примиримся, и обиды забудем.

Как вести себя с обидчиком? Иногда бывает, что понудить себя на улыбку есть дело любви. Лицемерием это будет в том случае, если твои уста словно «мёдом намазаны», а за пазухой — камень. Совсем другое, если обидчивость проявилась в тебе по причине страстности, и ты каешься, сожалеешь, но справиться с этим не можешь. Поэтому остаётся налаживать отношения с человеком и понуждать себя на любовь, хотя бы с помощью доброжелательной улыбки. А понудишь себя на улыбку, потом постепенно и обида растает. Нужно помнить, что это труд — понуждение себя к миру и к любви. Иногда говорят: «Я в церковь хожу, только когда мне хочется», забывая, что евангельские заповеди должны соблюдать всегда, а не когда хочется. Нравится, не нравится, обижены мы или нет, но заповедь любви к ближнему никто не отменял.

Игумен СЕРГИЙ (РЫБКО), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище

Да, я толстый, он прав!

— ОБИДА — это способ манипуляции другим человеком, тем, кто вас обидел. Показывая другому свою обиду, вы можете вызвать у него чувство вины и использовать это в своих целях. А это грех. Грех ещё и в том, что мы осуждаем обидчика. А ведь, быть может, он не хотел обижать нас.

Чтобы победить свою обидчивость, полезно понять её природу, и здесь бывает нужна психотерапевтическая работа.

На бытовом уровне справиться с этим можно попытаться так:

1. Допустить, что люди, которые нанесли вам обиду, сделали это не по злому умыслу.

2. Принять этих людей такими, какие они есть.

3. Смириться с собой таким, каков вы есть. Например, вам говорят, что вы толстый. Нужно сказать себе: «Да, я толстый, что же тут поделать. Пока я ничего изменить не могу. Но это не повод, чтобы обижаться на другого, если он об этом сказал».

С обидчиком лучше всего общаться так же, как и прежде. Никакого лицемерия в этом нет. Ведь тот, кто обиделся, не в любви же объясняется. Открытость и дружелюбие выше обиды.

Священник Андрей ЛОРГУС, декан факультета психологии Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова
×

Обсуждения Как победить обиду

  • Обида есть составная часть гордости. А святые Отцы говорят, что гордость есть "семя сатаны".Поэтому, каждому человеку надо брать тяпку и выпалывать это семя со своей души, когда этим будешь заниматься каждый день и каждый час, то на обиды не останется времени.
    Составным элементом смиренномудрия является МОЛЧАНИЕ, для чего приведу высказывание схиигумена Саввы, который дает практические психотерапевтические советы, для того, чтобы преодолеть свое раздражение, гнев, агрессивность и прочие взрывы психики.
    Молчание
    Мудрый христианин всегда молчит, потому что знает, что язык хоть и мал и мягок, но больно ранит и пронзает сердце, а самое главное — губит душу. Священное Писание говорит нам: Кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф. 5, 22).
    Как часто бывает, что в разговоре, если и не употребляют слово «безумный», то другими словами высказывают ту же мысль. На здорового говорят: «Что с него взять! Что он пони-мает «У него с головой не все в порядке!» и другие реплики.
    Может быть, и в твоем разговоре, проскальзывает такое унижение человека? Избави Бог! Это очень большой грех.
    Если встретится тебе что-нибудь непонятное в вере, то не досаждай прекословием тому, кто объясняет тебе, но молчи и молись и терпеливо жди, когда Господь сподобит тебе уразуметь это. Придет время, когда познаешь это не только от слова, но и опытом жизни. Если какое-нибудь твое дело веры и любви подвергнется превратным суждениям и нареканию со стороны ближних — молчи, не выявляй свою добродетель, не оправдывайся чтобы не потерять награды, но помолись Богу, и Он оправдает тебя и вознаградит.
    Если тебя постигнет бедствие и скорбь – молчи, никому не жалуйся, не ропщи, не плачь но, спокойно, благодушно пере-неси напасть и этим докажи, что в тебе нет упорства и непокорности судьбам Всевышнего, но что ты с готовностью покоряешься Промыслу Божию.
    Если временная жизнь твоя бывает столь благополучна, что сердцу трудно вместить своей радости и блаженства, если ты летаешь на крыльях от счастья... хочешь любовью своею обнять весь мир и рассказать всем о своей радости — молчи и только возноси благодарственные мольбы ко Господу. Тебя могут не понять и соблазниться, наведешь на грех осуждения или незаметно для себя впадешь в тщеславие и потеряешь благодать, потеряешь радость. Молчи!
    Молчание есть корень безгрешности, потому старайся как можно больше молчать. Если спросят тебя — скажи кратко, а если никто не спрашивает – молчи, ибо молчание приводит к тихой, мирной и малогрешной жизни. Если даже случится тебе быть в обществе благочестивых и богомудрых христиан, то все равно любо более слушать, нежели говорить. Ну, а если тебе крайне необходимо говорить, то говори о всем правду открыто, без всякой двусмысленности, потому что двусмысленность — это почти то же самое, что ложь, а ложь приводит к геенне. Лучше потерпеть скорбь за правду, чем говорить ложь. Кто лжет и обманывает, тот Бога презирает, а людей боится; но таких и люди презирают и не верят им, когда они даже говорят правду.
    Не давай обещаний, когда не уверен, что выполнишь их, но если пообещаешь что-либо, то приложи все старание, чтобы выполнить обещанное. Лучше дела без слов, чем слова без дел, ибо благодать дается не тому, кто говорит, а тому, кто хорошо живет и добрые дела творит.
    Ни перед кем не выказывай себя, что ты умнее и лучше дру-гих, ни с кем не спорь, никому не объясняй своих нужд, кроме крайней необходимости; ни с кем не говори о своих делах, которые могли бы показать тебя или великим, или презренным, и никого не осуждай, но себя только считай во всем виноватым и безответным. Если все это будешь выполнять, то незаметно для себя будешь восходить по лестнице добродетелей, а если не будешь воздерживаться от слов и не будешь нудить себя к молчанию, то много-много придется тебе поскорбеть в жизни и длинным, окольным путем будешь идти к духовно-нравственному совершенству. И Священное Писание говорит об этом: Если кто думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, у того пустое благочестие (Иак. 1, 26). Еще Христос сказал: От слов своих, оправдаешься и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37), так что если ты не можешь или не хочешь хранить молчание, то говори только то, что служит для назидания в вере, чтобы слова твои доставляли благодать слушающим.
    Если бы мы говорили только доброе, святое, Божественное, если бы мы научили неведающих, вразумляли блуждающих, увещевали коснеющих во грехах, утешали печальных, учили детей всему доброму, то мы были бы благочестивыми учителя-ми и утешителями. Здравые, разумные, полезные и богоугод-ные слова бывают нам не в осуждение, а в оправдание, и даже награда за них посылается от Господа, ибо это главная добродетель христианская (см.: Мф. 11, 19).
    (Схиигумен Савва. Бисер духовный. Из-во «Ковчег» М.,2007. стр.680)
     

По теме Как победить обиду

Как победить зло в себе

Можно ли победить зло в себе, запрещая себе что-то делать, ненавидя себя за...
Религия

Победить врагов

"Дрона, Бхишма, Джаядратха, Карна и другие великие воины уже уничтожены Мной...
Религия

Мантра, способная победить самые серьезные болезни

Махамритьюджая Мантра также называется мантрой, побеждающей смерть. В ведической...
Религия

Буддийский метод победить врага

«Даже ваш худший враг не может причинить вам столь же сильный вред, как...
Религия

Каббала как эзотеризм Запада и как иудаистский эзотеризм. 1

Каждая религия имеет свой эзотеризм, представляющий собой её внутреннее ядро, в...
Религия

Каббала как эзотеризм Запада и как иудаистский эзотеризм. 2

Подчеркнём ещё раз, что само наименование этого древнего эзотерического учения...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Цепная кармическая реакция
Бесконечная причинность