Давно известно, что любой тип морали, чтобы быть регулятором определенных отношений между людьми, оценивать их поведение и устанавливать нормы, должен иметь разработанную "программу жизни", определенную целевую установку.
Каков же смысл жизни человека с точки зрения исламской нравственности?
Все для блага человека, во имя человека — таков девиз реального социализма, воплощающего в жизнь учение научного коммунизма. Главный девиз ислама - все во имя аллаха, для прославления его имени. Молиться, исполнять обряды, трудиться, учиться и даже любить и ненавидеть человек должен лишь во имя аллаха.
Высший нравственный долг, первоочередная жизненная задача человека в соответствии с исламским вероучением - это служение богу, его восхваление. Все остальное является второстепенным, малозначительным, несущественным.
Таким образом, смысл человеческой жизни, оказывается, не в стремлении к осуществлению реальных земных идеалов, направленных на создание условий для всестороннего развития всех членов общества, а в постоянном служении сверхъестественной силе, в неустанном стремлении заслужить благосклонность этой силы, которая одна и может обеспечить индивиду царствие небесное.
В отличие от марксизма, считающего человека высшей ценностью в мире, ислам признает ценность человека лишь постольку, поскольку он создан богом и служит ему. В силу, этого смысл и цель человеческой жизни ислам видит не во всестороннем и гармоничном развитии человека, не в развертывании его дарований и способностей во имя общественного прогресса, а в служении богу, в вымаливании у него милостей. „Целью жизни мусульманина является приближение к богу, — читаем мы в одной из публикаций Всемирной федерации исламских миссий. - Мусульманин живет не для себя, он живет во имя бога, и все его действия как мусульманина должны вести к этой цели..." При этом богослов считает, что, „чем больше внимания человек уделяет этому, тем значительнее становится его духовное и моральное развитие". Такие суждения прямо вытекают из установлений Корана, в котором от имени аллаха говорится: "Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они мне поклонялись" (51:56). А чтобы было известно, как часто это должен делать человек, в Коране указывается: „Прославляй хвалой твоего господа до восхода солнца и до захода, и во времена ночи прославляй его и среди дня, — может быть, ты будешь доволен" (20: 130).
Религия искажает смысл и ценность человеческой жизни. Она измеряет их тем, насколько набожен человек, насколько глубока его вера в божество, насколько много времени и способностей он отдает служению сверхъестественной силе. И сама жизнь, по учению ислама, дается человеку для того, чтобы он поклонениями, смирением и терпением стремился заслужить милость аллаха, а вместе с нею надежду на вечное блаженство в раю. Следовательно, сама единственная, неповторимая земная человеческая жизнь никакой самостоятельной ценности не имеет. Она лишь испытание на пути в потусторонний мир. Коран предупреждает: „Здешняя жизнь - только игра и забава..." (6: 32). Кто же хочет пользоваться ее благами, тому „нет в будущей жизни ничего, кроме огня, и тщетно то, что они совершили здесь, и пусто то, что они творили" (11:19).
Такого рода установки подводят верующего к мысли о том, что существование людей, не поклоняющихся аллаху, не только не имеет смысла, но и не оправдано. И подобные выводы делались правоверными в прошлые века, что облегчало возможность эксплуататорским классам поднимать под знаменами ислама трудящихся-мусульман на борьбу и уничтожение трудящихся-иноверцев.
Достижение личного счастья как смысл человеческой жизни также отвергается вероучением. Человек должен пожертвовать личным счастьем во имя служения аллаху, ибо земная жизнь - „только пользование обманчивое" (57:20), а „ваше имущество и дети - только искушение, и у Аллаха великая награда" (64: 15). Заслужить право созерцать аллаха на том свете - вот высшее счастье для правоверного. Достичь же этого можно опять же только неустанными молитвами и соблюдением всех предписаний религии, отказом от земных соблазнов и искушений.
Такие установки о цели и смысле человеческой жизни могли возникнуть и возникли в эксплуататорском обществе, где у трудящегося человека, задавленного социальным гнетом и лишениями, не было никакой надежды выпутаться из создавшегося положения. Надеяться на счастье в земной жизни он не мог. Не могли и не хотели давать ему такую надежду и господствующие классы, а также религиозные идеологи, стоявшие на страже интересов последних. Проповедуя страх божьего наказания и оставляя некую надежду на возможность обретения счастья „на том свете" в обмен на смирение и терпение в земной жизни, служители культа помогали господствующим классам держать в узде эксплуатируемых.
Социализм устраняет антагонистические противоречия между личностью и обществом, создает условия для гармонического сочетания их интересов. Социалистическое общество делает все для того, чтобы жизнь каждого человека была осмысленной, духовно богатой, чтобы естественное стремление человека к счастью нашло свое максимальное удовлетворение. В таких условиях у человека появляется не только возможность всестороннего развития своих способностей и дарований, но и потребность их всемерного использования на благо общества. По сути дела, формирование и развитие способностей индивида и их использование на пользу общества становятся двуединым процессом. Благо общества и благо индивида в условиях социализма взаимосвязаны. И смысл жизни человека здесь состоит в борьбе за общественное и личное благо.
В столкновении с действительностью реального социализма, с научно-материалистической концепцией смысла жизни представления ислама по этим вопросам претерпевают определенную эволюцию. Сказывается на изменении позиции религиозных организаций и трансформация нравственного сознания верующих. Вопрос об обретении счастья на земле ныне так остро ставится рядовыми людьми, что религиозные деятели не могут уйти от него. Достижение счастья в земной жизни становится составной частью разрабатываемых богословами новых концепций социального развития и нравственного совершенствования. Мысль о необходимости „сочетать религиозную жизнь с прогрессом и счастливой земной жизнью" (Мусульмане Советского Востока, 1971, № 3-4, с. 12) достаточно часто звучит в выступлениях мусульманских богословов нашей страны. Однако и сегодня богословы ставят ценность „будущей жизни" выше ценности земного существования. И сегодня с минбаров мечетей звучит призыв любить бога больше людей, больше человечества. Когда же религиозные деятели говорят о возможности обретения человеком счастья в земной жизни, то эта мысль неизменно связывается с исповеданием ислама. При этом оказывается, что социальная система не имеет никакого значения. С точки зрения защитников религии, ислам способен обеспечить своим последователям счастье при любом общественном строе.
Все для блага человека, во имя человека — таков девиз реального социализма, воплощающего в жизнь учение научного коммунизма. Главный девиз ислама - все во имя аллаха, для прославления его имени. Молиться, исполнять обряды, трудиться, учиться и даже любить и ненавидеть человек должен лишь во имя аллаха.
Высший нравственный долг, первоочередная жизненная задача человека в соответствии с исламским вероучением - это служение богу, его восхваление. Все остальное является второстепенным, малозначительным, несущественным.
Таким образом, смысл человеческой жизни, оказывается, не в стремлении к осуществлению реальных земных идеалов, направленных на создание условий для всестороннего развития всех членов общества, а в постоянном служении сверхъестественной силе, в неустанном стремлении заслужить благосклонность этой силы, которая одна и может обеспечить индивиду царствие небесное.
В отличие от марксизма, считающего человека высшей ценностью в мире, ислам признает ценность человека лишь постольку, поскольку он создан богом и служит ему. В силу, этого смысл и цель человеческой жизни ислам видит не во всестороннем и гармоничном развитии человека, не в развертывании его дарований и способностей во имя общественного прогресса, а в служении богу, в вымаливании у него милостей. „Целью жизни мусульманина является приближение к богу, — читаем мы в одной из публикаций Всемирной федерации исламских миссий. - Мусульманин живет не для себя, он живет во имя бога, и все его действия как мусульманина должны вести к этой цели..." При этом богослов считает, что, „чем больше внимания человек уделяет этому, тем значительнее становится его духовное и моральное развитие". Такие суждения прямо вытекают из установлений Корана, в котором от имени аллаха говорится: "Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они мне поклонялись" (51:56). А чтобы было известно, как часто это должен делать человек, в Коране указывается: „Прославляй хвалой твоего господа до восхода солнца и до захода, и во времена ночи прославляй его и среди дня, — может быть, ты будешь доволен" (20: 130).
Религия искажает смысл и ценность человеческой жизни. Она измеряет их тем, насколько набожен человек, насколько глубока его вера в божество, насколько много времени и способностей он отдает служению сверхъестественной силе. И сама жизнь, по учению ислама, дается человеку для того, чтобы он поклонениями, смирением и терпением стремился заслужить милость аллаха, а вместе с нею надежду на вечное блаженство в раю. Следовательно, сама единственная, неповторимая земная человеческая жизнь никакой самостоятельной ценности не имеет. Она лишь испытание на пути в потусторонний мир. Коран предупреждает: „Здешняя жизнь - только игра и забава..." (6: 32). Кто же хочет пользоваться ее благами, тому „нет в будущей жизни ничего, кроме огня, и тщетно то, что они совершили здесь, и пусто то, что они творили" (11:19).
Такого рода установки подводят верующего к мысли о том, что существование людей, не поклоняющихся аллаху, не только не имеет смысла, но и не оправдано. И подобные выводы делались правоверными в прошлые века, что облегчало возможность эксплуататорским классам поднимать под знаменами ислама трудящихся-мусульман на борьбу и уничтожение трудящихся-иноверцев.
Достижение личного счастья как смысл человеческой жизни также отвергается вероучением. Человек должен пожертвовать личным счастьем во имя служения аллаху, ибо земная жизнь - „только пользование обманчивое" (57:20), а „ваше имущество и дети - только искушение, и у Аллаха великая награда" (64: 15). Заслужить право созерцать аллаха на том свете - вот высшее счастье для правоверного. Достичь же этого можно опять же только неустанными молитвами и соблюдением всех предписаний религии, отказом от земных соблазнов и искушений.
Такие установки о цели и смысле человеческой жизни могли возникнуть и возникли в эксплуататорском обществе, где у трудящегося человека, задавленного социальным гнетом и лишениями, не было никакой надежды выпутаться из создавшегося положения. Надеяться на счастье в земной жизни он не мог. Не могли и не хотели давать ему такую надежду и господствующие классы, а также религиозные идеологи, стоявшие на страже интересов последних. Проповедуя страх божьего наказания и оставляя некую надежду на возможность обретения счастья „на том свете" в обмен на смирение и терпение в земной жизни, служители культа помогали господствующим классам держать в узде эксплуатируемых.
Социализм устраняет антагонистические противоречия между личностью и обществом, создает условия для гармонического сочетания их интересов. Социалистическое общество делает все для того, чтобы жизнь каждого человека была осмысленной, духовно богатой, чтобы естественное стремление человека к счастью нашло свое максимальное удовлетворение. В таких условиях у человека появляется не только возможность всестороннего развития своих способностей и дарований, но и потребность их всемерного использования на благо общества. По сути дела, формирование и развитие способностей индивида и их использование на пользу общества становятся двуединым процессом. Благо общества и благо индивида в условиях социализма взаимосвязаны. И смысл жизни человека здесь состоит в борьбе за общественное и личное благо.
В столкновении с действительностью реального социализма, с научно-материалистической концепцией смысла жизни представления ислама по этим вопросам претерпевают определенную эволюцию. Сказывается на изменении позиции религиозных организаций и трансформация нравственного сознания верующих. Вопрос об обретении счастья на земле ныне так остро ставится рядовыми людьми, что религиозные деятели не могут уйти от него. Достижение счастья в земной жизни становится составной частью разрабатываемых богословами новых концепций социального развития и нравственного совершенствования. Мысль о необходимости „сочетать религиозную жизнь с прогрессом и счастливой земной жизнью" (Мусульмане Советского Востока, 1971, № 3-4, с. 12) достаточно часто звучит в выступлениях мусульманских богословов нашей страны. Однако и сегодня богословы ставят ценность „будущей жизни" выше ценности земного существования. И сегодня с минбаров мечетей звучит призыв любить бога больше людей, больше человечества. Когда же религиозные деятели говорят о возможности обретения человеком счастья в земной жизни, то эта мысль неизменно связывается с исповеданием ислама. При этом оказывается, что социальная система не имеет никакого значения. С точки зрения защитников религии, ислам способен обеспечить своим последователям счастье при любом общественном строе.
Обсуждения Цель и смысл жизни
Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
Пророк Мухаммед мир тебе.
Священное писания Аль-Коран.
Он послан был пророку Мухаммеду.
От истины единого Аллаха.
Творца небес планет и звезд всего живого.
Открылся он пророку Мухаммеду.
И в откровение Истины Единой.
Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
Я милосердный Бог Аллах.
Единый я Творец небес и звезд.
Всего живого я Аллах.
Пророк Мухаммед Мир тебе.
Ниспосылаю истину тебе в Писание.
Что я Единый вечный свет.
Я ваш Творец Аллах.
Пророк Мухаммед мир тебе.
Места святые для ислама.
Медина Мекка и Кааба.
Туда направлены все взоры мусульман.
Там взор Каабы смотрит на людей.
Взгляд истины и милосердного Аллаха.
Он ниспослал писания пророку Мухаммеду.
От истины Единой един Творец Аллах.
Паломники идущие к святыне.
Аллах един.
Приветствуйте пророка Мухаммеда.
Ниспослано с небес писания людям.
Как истина и милосердия Аллаха.
Един Творец всего Аллах он Вечный Бог.
О люди знайте Милосердия в вас.
Паломники и люди слушайте Имамов.
И вспоминайте много Аллаха.
Да будьте благодарны.
Пророк Мухаммед приветствует его Аллах.
Медина Мекка и Кааба.
Паломники идущий к святыне.
Мечеть и минарет молящиеся в нем.
Благодарят Аллаха Милосердного.
Мы верим в истину единого Аллаха.
Творца людей всего живого лишь Аллах.
Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
Мечеть и два прекрасных Минарета.
Ниспослано писания как Истина.
И откровения людям от Аллаха.
Свет книги Истина писания суть.
А слова Бог милосердия и труд.
Читая книгу света знаете.
Един Творец и Истина едина.
Все знание дает Аллах единый.
Будь благодарным человек и верь.
Не забывай что милосердный Бог.
Аллах. Единый.
Имам Навави (да помилует его Аллах) сказал: «В этом аяте Аллах ясно объясняет людям то, для чего они были созданы. Поэтому они должны со всей ответственностью отнестись к цели их создания. Они должны проявлять больше воздержанности, не гнаться за мирскими благами, ведь это временная жизнь, а не вечная. Она прерывающаяся и непостоянная. Эта жизнь подобна лодке, которая предназначена только для того, чтобы доплыть до берега».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воспользуйся пятью вещами до прихода пяти других: своей молодостью до старости, своим здоровьем до болезни, своим богатством до бедности, своим свободным временем до занятости и своей жизнью до смерти». (Хаким 4\306).
Вся жизнь человека в этом мире подобна сезону посевов, а сбор урожая будет там, в Последней жизни. Поэтому не подобает мусульманину растрачивать свое время и расходовать свой основной капитал на бесполезные дела.
Для того, кто не познал цену времени здесь, в этой жизни, придет срок, когда он познает ее. Он также познает ее важность и важность работы в этот период. Но будет уже поздно.
В Коране по этому поводу говорится, что дважды люди будут горько жалеть о растраченном попусту времени. Однако сожаление не принесет никакой пользы.
Первый раз - в час смерти, когда человек будет покидать этот мир и отправляться в Последний. Он будет мечтать о том, чтобы хоть на небольшой срок его жизнь продлилась, и далась ему отсрочка хоть ненадолго, чтобы он исправил то, что испортил, и чтобы он наверстал то, что упустил.
Второй раз будет в Последней жизни, когда каждая душа получит сполна то, что она приобрела, и воздастся ей за то, что она совершила. И войдут обитатели Рая в Рай, а обитатели Ада в Ад. И пожелают обитатели Ада вернуться в прошлую жизнь, чтобы начать совершать там праведные дела.
Но, увы! Невозможно вернуть то, что они желают. Закончилось время дел и началось время расчета.То что здесь написано ничто иное как стремление сделать отвратить людей от Истины..постараюсь передать правильный смысл писания: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Священный Коран сура Рассеивающие ст.56).
Имам Навави (да помилует его Аллах) сказал: «В этом аяте Аллах ясно объясняет людям то, для чего они были созданы. Поэтому они должны со всей ответственностью отнестись к цели их создания. Они должны проявлять больше воздержанности, не гнаться за мирскими благами, ведь это временная жизнь, а не вечная. Она прерывающаяся и непостоянная. Эта жизнь подобна лодке, которая предназначена только для того, чтобы доплыть до берега».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воспользуйся пятью вещами до прихода пяти других: своей молодостью до старости, своим здоровьем до болезни, своим богатством до бедности, своим свободным временем до занятости и своей жизнью до смерти». (Хаким 4\306).
Вся жизнь человека в этом мире подобна сезону посевов, а сбор урожая будет там, в Последней жизни. Поэтому не подобает мусульманину растрачивать свое время и расходовать свой основной капитал на бесполезные дела.
Для того, кто не познал цену времени здесь, в этой жизни, придет срок, когда он познает ее. Он также познает ее важность и важность работы в этот период. Но будет уже поздно.
В Коране по этому поводу говорится, что дважды люди будут горько жалеть о растраченном попусту времени. Однако сожаление не принесет никакой пользы.
Первый раз - в час смерти, когда человек будет покидать этот мир и отправляться в Последний. Он будет мечтать о том, чтобы хоть на небольшой срок его жизнь продлилась, и далась ему отсрочка хоть ненадолго, чтобы он исправил то, что испортил, и чтобы он наверстал то, что упустил.
Второй раз будет в Последней жизни, когда каждая душа получит сполна то, что она приобрела, и воздастся ей за то, что она совершила. И войдут обитатели Рая в Рай, а обитатели Ада в Ад. И пожелают обитатели Ада вернуться в прошлую жизнь, чтобы начать совершать там праведные дела.
Но, увы! Невозможно вернуть то, что они желают. Закончилось время дел и началось время расчета.
То что здесь написано ничто иное как стремление сделать отвратить людей от Истины..постараюсь передать правильный смысл писания: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Священный Коран сура Рассеивающие ст.56).
Имам Навави (да помилует его Аллах) сказал: «В этом аяте Аллах ясно объясняет людям то, для чего они были созданы. Поэтому они должны со всей ответственностью отнестись к цели их создания. Они должны проявлять больше воздержанности, не гнаться за мирскими благами, ведь это временная жизнь, а не вечная. Она прерывающаяся и непостоянная. Эта жизнь подобна лодке, которая предназначена только для того, чтобы доплыть до берега».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воспользуйся пятью вещами до прихода пяти других: своей молодостью до старости, своим здоровьем до болезни, своим богатством до бедности, своим свободным временем до занятости и своей жизнью до смерти». (Хаким 4\306).
Вся жизнь человека в этом мире подобна сезону посевов, а сбор урожая будет там, в Последней жизни. Поэтому не подобает мусульманину растрачивать свое время и расходовать свой основной капитал на бесполезные дела.
Для того, кто не познал цену времени здесь, в этой жизни, придет срок, когда он познает ее. Он также познает ее важность и важность работы в этот период. Но будет уже поздно.
В Коране по этому поводу говорится, что дважды люди будут горько жалеть о растраченном попусту времени. Однако сожаление не принесет никакой пользы.
Первый раз - в час смерти, когда человек будет покидать этот мир и отправляться в Последний. Он будет мечтать о том, чтобы хоть на небольшой срок его жизнь продлилась, и далась ему отсрочка хоть ненадолго, чтобы он исправил то, что испортил, и чтобы он наверстал то, что упустил.
Второй раз будет в Последней жизни, когда каждая душа получит сполна то, что она приобрела, и воздастся ей за то, что она совершила. И войдут обитатели Рая в Рай, а обитатели Ада в Ад. И пожелают обитатели Ада вернуться в прошлую жизнь, чтобы начать совершать там праведные дела.
Но, увы! Невозможно вернуть то, что они желают. Закончилось время дел и началось время расчета.То что здесь написано ничто иное как стремление сделать отвратить людей от Истины..постараюсь передать правильный смысл писания: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Священный Коран сура Рассеивающие ст.56).
Имам Навави (да помилует его Аллах) сказал: «В этом аяте Аллах ясно объясняет людям то, для чего они были созданы. Поэтому они должны со всей ответственностью отнестись к цели их создания. Они должны проявлять больше воздержанности, не гнаться за мирскими благами, ведь это временная жизнь, а не вечная. Она прерывающаяся и непостоянная. Эта жизнь подобна лодке, которая предназначена только для того, чтобы доплыть до берега».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воспользуйся пятью вещами до прихода пяти других: своей молодостью до старости, своим здоровьем до болезни, своим богатством до бедности, своим свободным временем до занятости и своей жизнью до смерти». (Хаким 4\306).
Вся жизнь человека в этом мире подобна сезону посевов, а сбор урожая будет там, в Последней жизни. Поэтому не подобает мусульманину растрачивать свое время и расходовать свой основной капитал на бесполезные дела.
Для того, кто не познал цену времени здесь, в этой жизни, придет срок, когда он познает ее. Он также познает ее важность и важность работы в этот период. Но будет уже поздно.
В Коране по этому поводу говорится, что дважды люди будут горько жалеть о растраченном попусту времени. Однако сожаление не принесет никакой пользы.
Первый раз - в час смерти, когда человек будет покидать этот мир и отправляться в Последний. Он будет мечтать о том, чтобы хоть на небольшой срок его жизнь продлилась, и далась ему отсрочка хоть ненадолго, чтобы он исправил то, что испортил, и чтобы он наверстал то, что упустил.
Второй раз будет в Последней жизни, когда каждая душа получит сполна то, что она приобрела, и воздастся ей за то, что она совершила. И войдут обитатели Рая в Рай, а обитатели Ада в Ад. И пожелают обитатели Ада вернуться в прошлую жизнь, чтобы начать совершать там праведные дела.
Но, увы! Невозможно вернуть то, что они желают. Закончилось время дел и началось время расчета.
То что здесь написано ничто иное как стремление сделать отвратить людей от Истины..постараюсь передать правильный смысл писания: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Священный Коран сура Рассеивающие ст.56).
Имам Навави (да помилует его Аллах) сказал: «В этом аяте Аллах ясно объясняет людям то, для чего они были созданы. Поэтому они должны со всей ответственностью отнестись к цели их создания. Они должны проявлять больше воздержанности, не гнаться за мирскими благами, ведь это временная жизнь, а не вечная. Она прерывающаяся и непостоянная. Эта жизнь подобна лодке, которая предназначена только для того, чтобы доплыть до берега».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воспользуйся пятью вещами до прихода пяти других: своей молодостью до старости, своим здоровьем до болезни, своим богатством до бедности, своим свободным временем до занятости и своей жизнью до смерти». (Хаким 4\306).
Вся жизнь человека в этом мире подобна сезону посевов, а сбор урожая будет там, в Последней жизни. Поэтому не подобает мусульманину растрачивать свое время и расходовать свой основной капитал на бесполезные дела.
Для того, кто не познал цену времени здесь, в этой жизни, придет срок, когда он познает ее. Он также познает ее важность и важность работы в этот период. Но будет уже поздно.
В Коране по этому поводу говорится, что дважды люди будут горько жалеть о растраченном попусту времени. Однако сожаление не принесет никакой пользы.
Первый раз - в час смерти, когда человек будет покидать этот мир и отправляться в Последний. Он будет мечтать о том, чтобы хоть на небольшой срок его жизнь продлилась, и далась ему отсрочка хоть ненадолго, чтобы он исправил то, что испортил, и чтобы он наверстал то, что упустил.
Второй раз будет в Последней жизни, когда каждая душа получит сполна то, что она приобрела, и воздастся ей за то, что она совершила. И войдут обитатели Рая в Рай, а обитатели Ада в Ад. И пожелают обитатели Ада вернуться в прошлую жизнь, чтобы начать совершать там праведные дела.
Но, увы! Невозможно вернуть то, что они желают. Закончилось время дел и началось время расчета.То что здесь написано ничто иное как стремление сделать отвратить людей от Истины..постараюсь передать правильный смысл писания: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Священный Коран сура Рассеивающие ст.56).
Имам Навави (да помилует его Аллах) сказал: «В этом аяте Аллах ясно объясняет людям то, для чего они были созданы. Поэтому они должны со всей ответственностью отнестись к цели их создания. Они должны проявлять больше воздержанности, не гнаться за мирскими благами, ведь это временная жизнь, а не вечная. Она прерывающаяся и непостоянная. Эта жизнь подобна лодке, которая предназначена только для того, чтобы доплыть до берега».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воспользуйся пятью вещами до прихода пяти других: своей молодостью до старости, своим здоровьем до болезни, своим богатством до бедности, своим свободным временем до занятости и своей жизнью до смерти». (Хаким 4\306).
Вся жизнь человека в этом мире подобна сезону посевов, а сбор урожая будет там, в Последней жизни. Поэтому не подобает мусульманину растрачивать свое время и расходовать свой основной капитал на бесполезные дела.
Для того, кто не познал цену времени здесь, в этой жизни, придет срок, когда он познает ее. Он также познает ее важность и важность работы в этот период. Но будет уже поздно.
В Коране по этому поводу говорится, что дважды люди будут горько жалеть о растраченном попусту времени. Однако сожаление не принесет никакой пользы.
Первый раз - в час смерти, когда человек будет покидать этот мир и отправляться в Последний. Он будет мечтать о том, чтобы хоть на небольшой срок его жизнь продлилась, и далась ему отсрочка хоть ненадолго, чтобы он исправил то, что испортил, и чтобы он наверстал то, что упустил.
Второй раз будет в Последней жизни, когда каждая душа получит сполна то, что она приобрела, и воздастся ей за то, что она совершила. И войдут обитатели Рая в Рай, а обитатели Ада в Ад. И пожелают обитатели Ада вернуться в прошлую жизнь, чтобы начать совершать там праведные дела.
Но, увы! Невозможно вернуть то, что они желают. Закончилось время дел и началось время расчета.
И теперь ответ на этот вопрос известен.
Смысл жизни в том, что наша жизнь нужна Богу.
Бог всемогущ только над нашим миром. В своём мире Бог не всемогущ, и ему что-то нужно.