Бог в суфизме

С точки зрения суфия Бог – это Абсолютное Бытие, и всё, что существует, предопределено Им или свидетельствует о Нём. Суфии утверждают, что бытие всего существующего обусловлено бытием Бога и представляет собой проявление этого Бытия, без которого не существовало бы ничто. Как говорит Руми:
Бог в суфизме
Мы – небытие,
демонстрирующее иллюзию существования.
Ты же – Абсолютное Бытие
и наше единственное существование.

Согласно Корану: "Всё гибнет, кроме Его лика". И понимать это следует так, что в сфере существования нет ничего, кроме Него.

Суфии не отделяют подлинную реальность существования от существования Бога. Стих из Корана "Бог есть Свет небес и земли" традиционное исламское духовенство истолковало так, что Бог – это источник всего света, который льётся на небеса и землю. Суфии дают иную трактовку этого стиха. Смысл его они видят в том, что Бог – это истинное бытие, реальность небес и земли.

Прозрение, что существует только одно Абсолютное Бытие во всей вселенной и что всё существующее своим бытием обязано Его существованию, названо философией Единства Бытия (вахдато'л-воджуд).

Мы, однако, не считаем это философией. Философия – это нечто, сотворённое умом и потому подверженное переменам. В отличие от неё познание Единства Бытия – это восприятие сердца и, следовательно, вечно и неизменно. Философия относится к сфере ума и рассудка, тогда как восприятие Единства Бытия происходит в любви, откровении и духовном видении. Поэтому, с нашей точки зрения, правильнее говорить о принципе, нежели о философии Единства Бытия.

Аналогия, иллюстрирующая, что подразумевается под "Единством Бытия"

Если мы уподобим Абсолютное Бытие океану, тогда волны этого океана можно ассоциировать с бытием индивидуумов, чья подлинная реальность – вода. Преходящая форма каждого индивидуального бытия – это отдельная волна, которая сохраняет очертания не более чем на мгновение, а потом их утрачивает, тогда как реальность волны, то есть вода, вечна. Пока индивидуум осознаёт себя как волну определённой формы, он ничего не сможет узнать о воде. Когда исчезнет представление об океане как о зыбком мире волн изменчивой формы, тогда только и откроется, что на самом деле нет ничего, кроме воды. Поэтому великие суфии отрешились от своих волн-самостей в воде Абсолютного Бытия, где из глубин души у них вырывались возгласы: "Истина – это я! Слава высокой ступени, которой я достиг!" и "Под этим покровом нет ничего, кроме Бога!" Эти восклицания изумляли и ошеломляли непосвящённых. Шах Ниматулла говорит об этом так:

Волна, море и пузырь пены –
все три они – одно;
Каким бы большим или малым ни представлялось их число,

на самом деле это всё – Одно.

Другая аналогия, относящаяся к Единству Бытия

Абсолютное бытие можно сравнить со светом, а бытие индивидуумов – с тенями. До тех пор, пока тень остаётся тенью, она ничего не может знать о свете. Если свет отступает от тени, тень всегда следует за ним. Таким образом, если кто-то устремляется на поиск истины, опираясь на свои собственные силы, это – как та тень, и истины он никогда не достигнет. Такого рода действие свидетельствует о том, что истина на самом деле ускользает от него. Только когда свет надвигается на тень, освобождая её оттого, что создавало её "затенённость", тень становится светом. Как сказал Магриби:

Никому не удастся своими ногами добраться до Бога;
Чтобы прибыть в квартал, где обитает Бог,
надо идти туда его ногами.

Последняя аналогия, относящаяся к Единству Бытия

Если представить себе Абсолютное Бытие как точку, тогда бытие индивидуумов можно сравнить с линиями или узорами, возникающими из единой точки. Какая бы форма ни была развёрнута перед нашим взором, она на самом деле преходяща. Какую бы форму мы ни созерцали, она воистину – не более чем точка. В "Гюльшан-и раз" ("Тайном саду роз") Шабистари написал:

Все эти формы "инаковости"
на самом деле суть не что иное, как иллюзии, порождаемые вами.

То, что заставляет воспринимать точку как окружность, –

не что иное, как скорость, с которой она движется.

Как говорится в Коране: "Всё, что на ней (на земле), исчезнет; пребудет вечно только Лик Господа твоего, Владыки Славы и Величия".

В завершение отметим, что, с точки зрения суфия, сфера индивидуального существования, которое представляет собой один из уровней бытия, – лишь продукт воображения, но в то же время воистину это – Реальность. Она – продукт воображения для того, кто находится "в тени", и, напротив, это – основа Бытия, когда её рассматривают со стороны Реальности, то есть Света. Как говорил Шах Ниматулла:

На безграничных пространствах мира
и в каждой малой его детали
Всё, что мы видим, это сияние,
исходящее от Лика Друга.
×

Обсуждения Бог в суфизме

  • МОЙ СТИХИ
    Дающий нам Аллах.
    Все видящий Господь все знающий.
    Свет истины Бог дня и ночи.
    АЛЛАХ наш МИЛОСТИВЫЙ МИЛОСЕРДНЫЙ.
    Творец звезд и небес наш Вездесущий.
    Миров творец единый Бог.
    Людей стремлений свет.
    И луч добра надежд и Тайна.
    Аллах единства Бог.
    Он бесконечный свет он Вера.
    Бесстрашной мощи Суть он Сила.
    Аллах наш Милосердный.
     

По теме Бог в суфизме

Цвет и звук в Суфизме

Привлекательность, которую человек находит в цвете и звуке, заставляет его...
Религия

Дух Святой в суфизме

Существует мнение, что суфии, будучи первыми учениками Христа, перебрались...
Религия

Бог

«Есть Единый Бог, Вечный, Единственно Сущий; ничто не существует, кроме Него...
Религия

Истинная Вера, истинный Бог

,,Всякая вѣра не по разуму есть суевѣрiе”, говорит Апостолъ Павелъ къ Рим.10-2...
Религия

Бог и человек

Солнце. Голубое небо. Ходят люди. У многих на лицах улыбки. Видно их дела идут...
Религия

Бог Отец

Любая форма жизни в материальном мире - это сочетание вечной духовной искры и...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Быть спокойным - самое ценное качество
Маскировки, за которыми скрывается Просветлённость Ума