Медитация

Это слово – как слова "любовь", "смерть", "красота", "счастье" – слишком многозначно. Имеется так много школ медитации, которые учат вас, как медитировать. Но чтобы понять, что такое медитация, человек должен заложить фундамент правильного поведения.
Медитация
Без такого фундамента медитация – это фактически форма самогипноза; без свободы от гнева, ревности, зависти, жадности, стяжательства, ненависти, конкуренции, желания успеха – всех этих моральных, уважаемых форм того, что считается добродетельным, – без заложенного правильного фундамента, без того, чтобы действительно жить повседневной жизнью, свободной от искажений, созданных личным страхом, озабоченностью, жадностью и так далее, в медитации очень мало смысла. Закладка такого фундамента имеет первостепенное значение. Поэтому человек спрашивает: что такое добродетель? Что такое мораль? Пожалуйста, не говорите, что это буржуазный вопрос, не имеющий значения в обществе вседозволенности, где всё можно. Нас не интересует такое общество, – нас интересует жизнь, полностью свободная от страха, – жизнь, способная на глубокую, непреходящую любовь. Без этого медитация становится отклонением от правильного курса, превращаясь в что-то вроде наркотика, который принимают, – что делалось столь многими, – чтобы иметь необыкновенные переживания, продолжая, однако, вести убогую жизнь. Те, кто принимают наркотики, имеют некоторые необычные переживания, видят, возможно, немного более яркие цвета, они становятся, возможно, немного более чувствительными, – и будучи чуткими в таком химическом состоянии, они – возможно – видят вещи без пространства между "наблюдающим" и наблюдаемой вещью. Но когда действие химического препарата прекращается, наркоманы возвращаются к своим прежним страхам, возвращаются к скуке, возвращаются к старой рутине, – и поэтому им приходится вновь принимать наркотик.

Пока не заложен фундамент добродетели, медитация остаётся трюком по контролю за умом, по его успокоению, насильственной подгонке под требования системы, которая говорит: "Делайте то-то и то-то – и вы получите великую награду". Но такой ум, какие бы методики вы ни пробовали и какие бы системы ни практиковали, так и останется маленьким, жалким, обусловленным и потому никчемным. Человек должен выяснить, что такое добродетель, что такое поведение. Выступает ли поведение результатом внешней обусловленности, общества, культуры, в которых человек был воспитан? – вы ведь ведёте себя в соответствии с этим. Добродетель ли это? Или добродетель – в свободе от общественной морали жадности, зависти и всего прочего того же рода? – что считается весьма респектабельным. Возможно ли вообще культивировать добродетель? И если её можно культивировать, не станет ли она механической и, следовательно, вовсе лишённой добродетели? Добродетель – нечто живое, текущее, постоянно самообновляющееся, и ее невозможно увеличить в размере с течением времени; это всё равно что предполагать возможность культивировать смирение. Можете ли вы культивировать смирение? Это может делать только тщеславный человек, "культивирующий" смирение; что бы он ни культивировал, он всё же останется тщеславным. Но в ясном видении природы тщеславия и гордыни, в самом этом видении есть свобода от тщеславия и гордыни – и в этом есть смирение. Если это ясно, тогда можно продолжить выяснять, что такое медитация. Если человек не в состоянии делать это очень глубоко, самым подлинным и серьёзным образом, – не просто делать два-три дня, а затем сбросить, – прошу вас, не надо тогда говорить о медитации. Медитация, если вы понимаете, что это такое, – нечто совершенно необыкновенное; но невозможно понять её, пока вы не прекратите все свои поиски и смутные метания, пока вы не освободитесь от желания и судорожного цепляния за то, что, представляясь вам истиной, есть лишь ваша собственная проекция. Вы не можете даже подойти к ней, пока в вас имеется потребность в "опыте", в "переживании", пока не понят тот хаос, в котором вы живёте, беспорядок собственной жизни. При наблюдении этого беспорядка приходит порядок, который не выступает всего лишь планом или проектом. Когда вы это сделали – что само по себе уже есть медитация, – тогда можно спросить не только о том, чем есть медитация, но и о том, чем она не есть, ибо в отрицании ложного – истина.

Любая система, любой метод, который учит вас как медитировать, очевидным образом ложны. И можно видеть, интеллектуально, логически, почему: ведь если вы практикуете что-либо согласно методу – каким бы благородным, древним, современным, популярным он ни был, – мы делаете себя механичным, вы повторяете что-то вновь и вновь в надежде добиться чего-либо. В медитации цель не отличается от средства. Но метод обещает вам что-то; это средство для достижения цели, результата. Если средство механично, результат также есть чем-то, произведенным механически; механичный ум говорит: "Я достигну, я получу нечто". Человек должен быть полностью свободен от всех методов, всех систем; это уже начало медитации – вы отрицаете то, что абсолютно ложно и бесполезно. И, кроме того, существуют и те, кто практикует "осознание". Можете ли вы практиковать сознавание? – ведь если вы "практикуете" сознавание, то вы постоянно невнимательны. Поэтому вместо практики удержания внимания сознавайте своё невнимание. Если вы сознаёте своё невнимание, внимание возникает из этого сознавания, так что вам нет никакой нужды его практиковать. Поймите это – это так ясно, так просто. Вам не нужно ездить в Бирму, в Китай или в Индию – в места романтические, но ничего не дающие. Помню, однажды я путешествовал в машине по Индии с группой людей. Я сидел рядом с водителем, трое других сидели сзади; они говорили о сознавании, желая обсудить со мной, что это такое. Машина ехала очень быстро, и когда на дороге появился козлёнок, водитель его не заметил и задавил несчастное животное. Джентльмены, сидевшие сзади, продолжали говорить о сознавании, даже не заметив случившегося! Вы смеётесь; однако это то, чем мы все занимаемся, – мы интересуемся идеей сознавания интеллектуально, на уровне слов и мнений, не сознавая при этом того, что происходит в реальности.

Не существует никакой практики, есть только жизнь. И тогда возникает вопрос: "Как контролировать мысль?" Мысль блуждает с места на место; вы хотите о чём-то поразмышлять, мысль же перескакивает на нечто иное. Нам говорят: практикуйте, контролируйте; думайте о картине, о какой-нибудь фразе, или ещё о чём-нибудь, – концентрируйтесь; однако мысль уходит совсем в другую сторону, поэтому вы тянете её назад, и эта битва продолжается, взад и вперёд. Поэтому возникает вопрос: зачем вообще нужно контролировать мысль, и кто та сущность, которая собирается это делать? Пожалуйста, следите за этим внимательно. Пока не понят этот существенный вопрос, невозможно разобраться в том, что такое медитация. Когда человек говорит: "Я должен контролировать мысль", – кто этот контролирующий? Кто сам этот цензор? Разве этот цензор отличается оттого, что он собирается контролировать или формировать или изменять во что-то другое? Разве они оба – не одно и то же? Что же происходит, когда "мыслящий" видит, что он и сам есть мыслью, – а это так и есть, – что "переживающий" является переживанием? Что ему теперь делать? Вы понимаете вопрос? Мыслящий есть мыслью, и эта мысль блуждает. Тогда мыслящий, считая себя отдельным, говорит: "Я должен контролировать мысль". Отличается ли сам мыслящий от того, что он называет мыслью? Если нет мысли, есть ли мыслящий?

Что происходит, когда мыслящий видит, что он есть мыслью? Что действительно имеет место, когда "мыслящий" – это мысль, когда "наблюдающий" – это наблюдаемое? Что происходит? Нет разделения, нет фрагментации, а потому нет и конфликта; следовательно, мысль больше не надо контролировать, подгонять под что-то. Что тогда происходит? Есть ли вообще какое-либо блуждание мысли? До этого был контроль мысли, была концентрация мысли, был конфликт между "мыслящим", который хотел контролировать мысль, и постоянно блуждающей мыслью. Это то, что всё время происходит со всеми нами. Затем произошло внезапное осознание того, что "мыслящий" есть мыслью, подлинное, не словесное понимание. Что тогда происходит? Существует ли ещё такое явление, как блуждание мысли? Мысль блуждает, когда "наблюдающий" отличается от мысли, которую он подвергает цензуре, когда он может сказать, что эта мысль правильная или неправильная, что она блуждает, что требуется контроль над ней. Но когда мыслящий сознаёт, что он сам есть мыслью, – есть ли и тогда её блуждание? Вникните в это, господа, – не принимайте на веру, убедитесь сами. Конфликт есть лишь там, где есть сопротивление; сопротивление создаётся мыслящим, считающим себя отдельным от мысли. Когда мыслящий сознаёт, что он и сам есть мыслью, сопротивление отсутствует – это вовсе не означает, что мысль блуждает повсюду и делает всё, что хочет, – вовсе нет.

Вся идея контроля и концентрации подвергается огромному изменению; теперь это внимание, нечто совершенно отличное от них. Если понятна природа внимания, что внимание может быть сфокусировано, тогда понятно и то, что это совершенно отлично от концентрации, которая всегда исключает, отбрасывает. Тогда вы спросите: "Возможно ли делать что-либо без концентрации?", "Разве мне не понадобится концентрация для любого действия?" Но нельзя ли это сделать с вниманием? – которое не есть концентрацией. "Внимание" означает "внимать", то есть слушать, слышать, видеть – всем своим существом, всем своим телом, своими нервами, глазами, ушами, умом, сердцем – полностью. В этом тотальном внимании – в котором деление отсутствует – вы можете делать всё; и в таком внимании сопротивление отсутствует. И тогда следующий вопрос: может ли ум, включающий рассудок, – рассудок, который обусловлен, который представляет собой результат тысяч и тысяч лет эволюции, рассудок, который служит хранилищем памяти, – может ли ум стать спокойным, затихнуть? Ибо только тогда, когда весь ум безмолвен, тих, происходит подлинное восприятие, ясное видение, в уме отсутствует смятение, путаница. Как ум может быть спокойным, тихим? Не знаю, замечали ли вы, что для того чтобы смотреть на прекрасное дерево или на облако, наполненное светом и великолепием, вы должны смотреть всем своим существом, безмолвно; в противном случае вы не смотрите непосредственно, а смотрите на них с некоторым образом, с неким представлением удовольствия, или вы смотрите на них с воспоминанием о вчерашнем дне – так что на самом деле вы не смотрите на них, вы смотрите скорее на образ, чем на факт. Итак, спрашивается, может ли тотальность ума – включающая рассудок – быть абсолютно тихой, совершенно спокойной? Люди задавали этот вопрос – по-настоящему очень серьёзные люди – и будучи не в состоянии его разрешить, они пробовали различные приёмы, они говорили, что ум можно успокоить повторением слов. Пробовали ли вы когда-нибудь это? – повторять "Аве Мария" или санскритскую мантру, завезённую из Индии, – повторять определённые слова, чтобы успокоить ум? Неважно, какие это слова, придайте им ритмичность – "Кока-кола", любое слово, – часто их повторяйте и увидите, что ваш ум становится совершенно спокойным; но это – тупой ум, а не ум, который чуток, бдителен, деятелен, полон жизненной силы, страсти, интенсивен. Тупой ум, даже если бы он и мог сказать: "У меня был необыкновенный запредельный опыт", – обманывает сам себя.

Так что безмолвие ума – не в повторении слов, не в насилии над самим собой; какие только трюки не были испробованы, чтобы его утихомирить; но в глубине души человек знает, что когда ум спокоен, тогда со всей проблемой покончено, тогда существует истинное восприятие. Как уму, включающему рассудок, быть совершенно спокойным? Кто-нибудь посоветует правильно дышать и делать глубокие вдохи, чтобы увеличить концентрацию кислорода в крови; маленький убогий ум, занимающийся очень глубоким дыханием, день за днём, может стать довольно спокойным; но он по-прежнему останется самим собой – маленьким убогим умом. Или практиковать йогу? Но это включает в себя очень многое. Йога означает мастерство в действии, а не просто практику определённых упражнений, необходимых для поддержания тела здоровым, сильным, чутким, что включает правильное питание, ограничивающее потребление огромного количества мяса, и прочее (углубляться в это не будем; возможно, вы все здесь мясоеды). Мастерство в действии требует интенсивной чуткости тела, лёгкости тела, правильного выбора пищи, без потакания диктату языка или привычки.

Так что же человеку делать? Кто задаёт этот вопрос? Вполне очевидно, что хотя мы живём в беспорядке, внутренне и внешне, порядок необходим, и не меньший, чем в математике. Такой порядок рождается только при наблюдении беспорядка, не через усилие навязать некий образец, который кто-то или вы сами почитаете за порядок. Через видение, через сознавание беспорядка возникает порядок. Понятно также, что ум должен быть необыкновенно тихим, чутким, живым, свободным от какой бы то ни было привычки, физической или психологической; как всё это осуществить? Кто задаёт этот вопрос? – ум, который болтает, ум, в котором столь много знаний? Он узнал что-то новое? Иначе говоря: "Я могу очень ясно видеть лишь тогда, когда я спокоен, и поэтому я должен быть спокоен". Затем он говорит: "Как мне стать спокойным?". Несомненно, сам этот вопрос неверен. В тот момент, когда ум спрашивает "как", он ищет систему, а значит разрушает тем самым то, о чём спрашивает: как ум может быть совершенно спокойным, тихим? – не механически, не принудительно, не вынужденный быть тихим. Ум, спокойствие которого не навязана, – необыкновенно активный, чуткий, живой. Но когда вы спрашиваете "как", присутствует разделение между наблюдающим и тем, что наблюдается.

Когда вы осознаёте, что в этом мире не существует метода, системы, мантры, учителя, которые могут помочь вашему уму стать безмолвным, когда осознаёте истину, что только безмолвный ум способен видеть, – ум действительно становится необыкновенно тихим, спокойным. Это похоже на увиденную опасность и уклонение от неё. Так же и здесь – когда видишь, что ум должен быть абсолютно тихим, он спокоен, тих.

Большое значение имеет качество безмолвия. Очень маленький ум может быть очень спокойным, у него мало пространства, в котором надо быть спокойным; это маленькое пространство со своим маленьким покоем есть самая безжизненная, мёртвая вещь на свете – вы знаете, что это такое. Но ум, который имеет безграничное пространство и такое же спокойствие, такую же тишину, ум, который не имеет центра в виде "я", "наблюдающего", – это совсем иной ум. В такой тишине нет никакого "наблюдающего" вообще; качество этой тишины безмерно, безгранично, напряжённо активно; активность этого безмолвия совсем иная, чем активность, центрированная вокруг "эго". Если уму удалось продвинуться так далеко (на самом деле он никуда не продвигается, он всегда там, если вы знаете, как вести наблюдение), тогда, возможно, то, что человек искал на протяжении веков, Бог, истина, то, что не имеет границ и не имеет имени, что вне времени, оказывается здесь, – без вашего приглашения, оно здесь. Такой человек благословен – истина и экстаз существуют для него.
×

Обсуждения Медитация

  • На тему мантры и т.д.
    Для того чтобы связаться с идеальными формами сознания необходимо знать те соеденяющие формы которые открыты только людям которым само это высшее открыло тайну мироздания по их праведности и мудрости. И еще это откровение должно было стать достоянием всех людей чтобы они знали за кем идти. Но восточная мудрость (книги ) подобно христианству сообщяет о своем высшем и идеальном не на чем при этом не основываясь. Например евреи мне сказали что в момент дарования Торы все от мала до велика стояли у горы Синай. Такое откровение действительно ведь многие были этому свидетели и это передавалось и поколения в поколение.
     

По теме Медитация

Медитация любящей доброты - Метта медитация

Приветствую всех! Сегодня я собираюсь научить вас медитации любящей доброты...
Религия

Медитация в Айкидо

Все новорожденные используют свою брюшную полость или диафрагму для дыхания в...
Религия

Медитация. Дхьяна

Языки Запада не знают эквивалента слову "медитация". В этом нищета опыта и...
Религия

Медитация випассана

Каждый из нас стремится к миру и гармонии, это именно то, чего нам недостает в...
Религия

Йога медитация

Также медитируйте на все, что вас привлекает. Медитируйте на лицо вашей...
Религия

Чинг Хай или медитация по методу Гуань Инь

На улицах Иркутска появилось большое количество женщин азиатской наружности...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Золотая цепь духовности
Быть спокойным - самое ценное качество