Крия йога

Для успешного продвижения к Йоге необходимо сначала освоить Крия Йогу. Практика показывает, что, не проработав этого аспекта Йоги, ученики по различным причинам не могут достичь сколько-нибудь серьезных результатов. Они или бросают занятия, или "топчутся на месте", не в состоянии реализовать свои способности.
Крия йога
Можно сразу приступить к следующей ступени - физическим упражнениям, но параллельно следует обязательно осваивать Яму-Нияму. Этот компромиссный вариант намного хуже традиционного подхода: первым делом обучиться Крия Йоге.

Итак, следует начать с начальной ступени - Ямы, установления гармонии с социальной средой, поскольку социальные факторы оказывают решающее воздействие на человека по сравнению с другими влияниями и к ним труднее приспособиться. Общественные отношения требуют от человека реакций широкого диапазона, часть из которых оказывает вредное влияние на его здоровье и отрицательно отражается на жизни общества. Для ликвидации психических "зажимов", отрицательных эмоций, психологических срывов существуют правила общественного поведения. Выполняя их, ученик предотвращает формирование в своей психике и поведении отрицательных черт. Ему не приходится стыдиться каких-либо плохих поступков, "краснеть" за себя. Он освобождается от пороков и вредных привычек. Его тело и сознание удерживаются в уравновешенном состоянии. Раскрываются подлинно духовные качества личности.

Почти все заболевания и страдания человека возникают вследствие прямых или косвенных психологических или, как говорят Йоги, кармических причин. Отрицательные эмоции, стрессы, вредные привычки, нехорошие, неправильные поступки, слова и мысли ведут к заболеваниям тела и нарушениям психики. Заболевания могут проявиться даже спустя многие месяцы и годы после воздействия указанных выше факторов.

Для борьбы с этим рекомендуется первая ступень Раджа Йоги (Йога Патанджали). Ее название - Яма - несет определенную символику. Согласно индийской мифологии. Яма - бог смерти. Отсюда и позаимствован смысл слова. На первой ступени Йоги ученик должен нанести смертельный улар своим порокам, неправильному поведению и мышлению. Эта ступень включает пять основных разделов, соблюдение которых обязательно при всех обстоятельствах, во всех случаях жизни, независимо от места, времени, возраста и других факторов.

1. Ахимса - не причинять окружающим вреда в мыслях, словах и делах, искоренив ненависть и зло, то есть относиться к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам; любить их и бороться лишь со злом, которое в них есть, а не с ними самими. Впрочем, Ахимса должна соблюдаться в отношении всех живых существ. В Индии говорят, что у Йога, соблюдающего Ахимсу, настолько сильно влияние исходящих положительных вибраций, что в его присутствии даже тигр играет с ягненком и не проявляет никакой агрессии. У всех, кто вступает в контакт с адептом Ахимсы, исчезает всякая враждебность по отношению к нему.

Все остальные разделы Ямы логически вытекают из первого и расширяют его смысл.

2. Сатья - правдивость и искренность в мыслях, словах и делах, поскольку правда выражает истину, реальность. Неискренность, нечестность, оскорбление, ругань, ложь, клевета искажают реальность и должны быть уничтожены. Если правда может нанести вред вашему собеседнику, обманывать его все же не стоит: лучше промолчать и вместо советов оказать ему конкретную поддержку в его проблемах и трудностях. Действия лучше отражают свойства человека, чем слова. Когда правдивость утверждается в человеке, он получает в дар возможность для дальнейшей духовной эволюции.

3. Астейя - не присвоение чужого (не стяжательство) мысленно, на словах и в делах. Это избавление от воровства, жадности, зависти и всевозможных соблазнов, которые делают людей низкими и подлыми, калечат их сознание, ведут к подрыву доверия, злоупотреблениям положением, властью. Воровство иногда приобретает очень тонкую форму. Например, когда люди злоупотребляют вниманием собеседника, они крадут его личное время, забывая о том, что наша человеческая, материальная жизнь не бесконечна, и потраченное время не вернешь. Помните, что человек, соблюдающий Астею, достигает в жизни благополучия.

4. Брахмачарья - воздержание от сексуального потворства, умеренность во всем: в мыслях, словах и делах. Это культура чувств. Становиться рабом своих чувств и эмоций, стремиться к наслаждениям - пустая трата времени и сил, отход от гармонии и духовной эволюции. Как считал один из выдающихся Учителей Йоги XX века Свами Шивананда: "Утверждение в Брахмачарье наделяет колоссальной энергией, очищает разум, вырабатывает гигантскую силу воли, дает ясное понимание природы вещей, помогает хорошо различать истинное от ложного, дарует прекрасную память. Это основа для обретения духовного бессмертия" (Sivananda Swami. Practice of Karma Yoga. Sivanandanagar. India. 1985. pp. 266-267. Перевод: Шри Свами ШИВАНАНДА. Практика Карма Йоги. /Пер.с англ., прим.: Очаповский А.П. - Уфа, 2001).

5. Апариграха - отклонение ненужных даров, свобода от алчности, накопительства в мыслях, на словах и в делах, от перегрузки роскошью. Не следует брать вещей, в которых нет действительной нужды, брать незаслуженные дары или подарки, ставящие человека в зависимость от кого-либо. Впрочем, принятие любого дара в какой-то степени ставит человека в зависимость. Накопительство делает разум беспокойным, появляется страх потерять приобретенное, возникает причинно-следственное (кармическое) страдание. Это серьезное препятствие для духовной жизни. Наступает дисгармония трех начал человека. Когда Апариграха становится достоянием личности, постигается правильное понимание смысла рождения и смерти.

Несоблюдение этих пяти правил пагубно для индивидуума и общества в целом, так как способствует насилию, лживости, воровству, распутству и жадности, одним словом, привносит хаос в отношения между людьми, что ведет к их страданиям и делает невозможным создание равновесия, гармонии сознания человека и всего общества. Печальным примером является история нашей страны после 1917 года. Уничтожение многих духовных исторических ценностей и отсутствие нравственной опоры в сознании людей привело СССР к величайшему духовному, экономическому и политическому кризису.

Правила Ямы позволяют Йогу вести настоящую духовную жизнь. От их реализации выигрывает и человек, и природа, и общество. Их нарушение создает такие проблемы, как война, загрязнение окружающей среды, многие уголовные преступления и другие. Все вредные привычки и поступки человека вытекают из нарушений этих правил. В начале занятий Йогой нужно заниматься изучением Ямы и самоанализом утром и вечером в спокойной обстановке не менее 15 минут и не более часа. Постепенно это войдет в привычку, установится постоянный автоматический (подсознательный) самоконтроль. Анализируя свое поведение, ученик должен выявить все свои плохие качества и бороться с ними. Для этого он должен культивировать противоположные, то есть положительные качества. Со временем они вытеснят из его слов, мыслей и действий все отрицательное. Если же все время думать о плохом, то оно еще крепче осядет в сознании, так как в коре головного мозга будет создана отрицательная доминанта. Итак, желательно концентрировать свое внимание на тех качествах, которые бы вы хотели приобрести, а не на тех, от которых хотите избавиться. Следует вырабатывать в себе дружелюбие, симпатию, сострадание к окружающим, радость, равнодушие к вредным привычкам (курение, употребление алкоголя и наркотиков и другие), избегать общества плохих и порочных людей, оказывающих на вас отрицательное влияние и мешающих вашему духовному, умственному и физическому совершенствованию.

Ямой нужно заниматься постепенно (переходя с отработки одного правила на другое; все сразу реализовать нельзя), последовательно от менее трудных задач к более сложным, регулярно (практика Яны должна быть постоянной, каждодневной). После освоения основных положительных качеств продолжайте совершенствоваться в деталях. Этот процесс должен продолжаться в течение всей жизни. Когда пять предписанных правил будут разучены, продолжая совершенствоваться в них, можно перейти к следующей ступени - Нияме.

Если Яма означает смерть порокам, то Нияма – это противоположное качество - возрождение, культивирование нового, естественного, положительного образа жизни, мышления. Нияма также состоит из пяти разделов.

1. Шаоча - внутреннее и внешнее очищение или чистота тела, чувств, жизненных сил и ума. Этот пункт является основополагающим. Остальные расширяют и дополняют его. Шаоча ведет к следующим добродетелям: чистому сознанию, радости, контролю чувств, концентрации ума и самореализации. После перечисления всех пяти разделов Ниямы будут подробно изложены различные очистительные процедуры Шаочи.

2. Сантоша - развитие довольства, удовлетворенности, культивируемых на месте уничтоженной алчности и стремления к удовлетворению соблазнов. Это победа над противоположностями. Здесь ученик достигает уравновешенности, сбалансированности желаний и контролирует их. Удовлетворенность, возникающая как результат постоянной благодарности Богу, гармоничной полноценной Божественной жизни полной духовных устремлений, дает адепту Йоги неописуемое непреходящее трансцендентальное блаженство и радость. Чувственные удовольствия, к которым стремятся многие люди, приводят к неудовлетворенности, сопровождающейся умственными расстройствами в такой степени, что все достижения, все свершения теряют свое очарование. В результате возникают волнения, ведущие к цепи кармических страданий.

3. Тапас - простота, самообуздание, самодисциплина, направленная на создание положительного характера, который вы считаете своим идеалом. Сюда же относится воспитание решительности, настойчивости, терпения и выдержки. Это контроль умственного поведения, органов чувств и органов действия. Тапас - это подготовка, необходимая для самореализации, получения Божественного знания и Богореализации. Тапас бывает трех видов:

а) Тапас тела (кайика) - соблюдение необходимых гигиенических процедур, предписываемых Йогой, закаливание и тренировка тела (Хатха Йога). Йоги против аскетизма. Аскетизм - это крайность, дисгармония, Йоги предпочитают "золотую середину". Поэтому тренировка тела не должна превращаться в самоцель, самоистязание. Но и пренебрегать совершенствованием тела не следует. Йоги рассматривают тело как храм души. Все духовные, умственные и физические устремления в жизни на Земле можно реализовать только посредством тела.

б) Тапас речи (вачика) - говорить только правду, не употреблять бранных слов, не обижать своей речью других, не кричать на людей, словом, следить за культурой речи, контролировать свою речь. В гигиенических целях Йоги рекомендуют не реже одного дня в месяц соблюдать абсолютное молчание (Маона). Оптимальный вариант - молчать один день в неделю (в выходной). В этот день старайтесь думать о Боге, о Природе, космосе и тому подобном и больше бывать на свежем воздухе. В речи всегда старайтесь быть кратким и конкретным и не говорите без необходимости. Уместно вспомнить пословицу: "Слово - серебро, молчание - золото".

в) Тапас ума (манасика) - культивирование спокойствия, уравновешенности, радостного, приподнятого настроения, положительных мыслей, чувств, эмоций. Это устойчивый самоконтроль ума во всех обстоятельствах.

4. Свадхьяя - регулярное, самостоятельное изучение священных писаний, самооценка, а также повторение священного слога "ОМ" или имени Бога и созерцание Его добродетелей. В Индии в качестве священных писаний используют Веды, Упанишады, Бхагавадгиту и другую авторитетную ведическую и тантрическую литературу. Для последователей других религий рекомендуется изучать соответствующие их традициям священные писания. Например, христианам следует читать Библию, мусульманам - Коран и так далее. А также можно читать религиозную литературу, связанную с поэзией жизни и любви Бога, которая вызывает симпатию и притягивает к себе. Все эти книги следует читать с теистическим отношением. К сожалению, большинство людей в основном читают беллетристику и специальную литературу (помогающую в работе), чего, разумеется, недостаточно для того, чтобы вести здоровую и счастливую духовную жизнь. Практика Свадхьяи принесет знания, поможет в разрешении сложных жизненных проблем, положит конец невежеству (невежество не имеет начала, но имеет конец, а у знаний есть начало, но нет конца). Она воздействует на мысли, устраняет непостоянство ума, способствует духовному развитию, целеустремленности, самопознанию и самовоспитанию, облагораживает душу, формирует нравственность, устраняет злобу и другие негативные качества психики, в священных писаниях заключена божественная поэзия, пропитанная трансцендентальной философией Бога. В них прекрасно описано все Творение, которое воспевает великолепие Творца. Стремитесь к естеству. Природе, восхищайтесь очаровательными и сладкими улыбками Бога.

Самооценка подразумевает ведение счета своему прогрессу по пути самореализации и реализации Бога, а не ради того, чтобы произвести на кого-то благоприятное впечатление или похвастаться.

Повторению мантры "ОМ" или имени Бога следует обучаться непосредственно у Гуру. Во всех религиях мира существуют специальные молитвы или слова обращения к Богу.

Реализация Свадхьяи ведет к сближению с Богом. Духовные наставники советуют постоянно помнить: "Человек становится тем, что он изучает, что он созерцает и чему поклоняется". В Индии это известно, как связь или союз с желанным.

5. Ишвара-пранидхана - посвящение всего себя Богу, подчинение и преданность Богу, жажда его любви. Для этого необходимо соблюдать Брахмачарью, Сантошу, Свадхьяю, а также религиозные обряды и ритуалы. В результате чего человек получает разрешение для входа в Брахмалоку (обитель Бога), где есть возможность иметь аудиенцию с Богом. Сознание человека приобретает трансцендентальные свойства, испытывает неописуемое блаженство, радость и счастье.

Правила Ниямы, так же как и Ямы, следует практиковать в течение всей жизни в делах, речах и мыслях, изучая и внедряя их постепенно, последовательно и регулярно. Они согласуются со всеми религиями мира и являются основой подлинно духовной жизни, веры в Бога. Бог один, но различные религии описывают Его по-разному ввиду национальных и культурных особенностей каждого народа. Религии, в которых имеется несколько богов, этим подчеркивают отдельные качества, аспекты, проявления единого Бога.

Нужно сказать, что Яму и Нияму не следует изучать формально и выполнять прямолинейно. Это сделало бы человека роботом с заданной программой. Следует вдумчиво подходить к этим вопросам. Руководствуясь общим положением, претворять их в жизнь согласно конкретным условиям и обстоятельствам. Йог - это не эгоист, с безразличием созерцающий страдания ближнего. Всегда следует подчинять свои мысли, слова и поступки Божественной Воле, идеалам добра и справедливости, оказывать помощь слабому, бороться с несправедливостью и тому подобное.

В настоящей книге подробно рассмотрен первый раздел Ниямы – Шаоча (внутреннее и внешнее очищение), где внутреннее очищение-это очищение ума от порочных мыслей, отрицательных черт характера и эмоций; развитие доброжелательности и других добродетелей, что достигается выполнением положений Ямы и Ниямы.
×

По теме Крия йога

Раджа Йога. Кундалини Йога

Достижение и совершенство в Раджа йоге. Не растрачивайте энергию. Я предупреждаю...
Религия

Бхакти-йога и аштанга-йога

Любопытно рассмотреть взаимосвязь бхакти-йоги (восстановление взаимосвязи с...
Религия

Йога. Путь йога

Слово «йога» сформировалось на основе санскрита. Его дословный перевод с этого...
Религия

Йога и религия: в какого бога верит йога?

Вопрос о связи йоги и религии в целом и индуизма в частности, а также о том, не...
Религия

Молниеносная Йога

«Молния, рассекающая пространство, творит очищение сфер. Каждое космическое...
Религия

Йога Патанджали

Глава 1 Сосредоточение. Его духовное значение. 1.1 Вот об'яснение сосредоточения...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Внетелесный опыт. Подводные камни