Проблемы языка и речи у детей

Дети, страдающие нарушением речи, могут испытывать трудности в понимании и в выражении своих мыслей. Но есть стратегии, которые могут им помочь.

Введение

Язык один из важнейших навыков, который мы приобретаем в жизни. Все, чем мы занимаемся дома или на работе, требует от нас общения с членами нашей семьи, друзьями, коллегами. Без языка невероятно трудно поделиться своими мыслями и чувствами с другими, создать длительные дружеские отношения, давать и получать информацию и познавать мир, в котором мы живем.

Для каждого ребенка важно научиться понимать язык. Дети учат язык в течение настолько короткого промежутка времени, что решающим становится дошкольное обучение – когда в ранние годы родители и няни играют ключевую роль в развитии у ребенка коммуникативных навыков.

Проблемы языка и речи – наиболее распространенное явление, с которым сталкиваются дети в период своего развития. Исследования показывают, что как минимум 1 из 10 детей в Великобритании испытывает проблемы с языком и речью, в основном в ранние годы развития.

Язык – это ключ к познанию. Исследование Агентства по изучению основополагающих умений и навыков (Basic Skills Agency), проведенное в 2002г. показало, что, по мнению учителей, 50% детей идут в школу, не имея крайне важных навыков, чтобы приступить к учебе.

Какие же типы проблем, связанные с языком и речью, могут возникнуть у ребенка, и чем могут помочь родители?

Подробнее

Сегодня все чаще и чаще встречаются дети со следующими проблемами:

Понимание разговорной речи
Дети могут испытывать трудность в понимании значений слов и понятий. У них могут быть проблемы с выполнением просьб, указаний, затруднено понимание условий игр и заданий, а также усвоение сказанной информации. Часто дети с такими нарушениями могут понимать что-то, лишь следуя за другими детьми, или догадываясь по ситуации. Тем не менее, для них и это может быть трудным, поскольку они не могут полностью понимать того, что им говорят.

Разговорная речь
Дети могут испытывать проблемы с разговорной речью. Дети сталкиваются с проблемой построения слов и предложений, выражения своих мыслей и действий в игре или сообщения о своих ощущениях.

Производство звуков речи
У детей может появиться проблема с разборчивостью их собственной речи: они могут воспроизводить лишь ограниченное количество звуков, испытывая трудности в произнесении каких-то особых звуков в простых или длинных словах. Не всегда легко можно разобрать, о чем они говорят, от чего у них может возникать боязнь быть непонятными.

Внимание и восприятие речи на слух
Многие дети, испытывающие проблемы речи и языка, испытывают также проблемы, связанные с восприятием разговорной речи (хотя часто со слухом у них все в порядке). Трудность заключается в неумении сконцентрироваться на задании и восприятии просьб взрослого.

Социальные навыки
Проблемы речи и языка могут влиять на развитие социальных навыков у детей, чувства восприятия себя и других, а также способность строить отношения и учиться.

Последствия

Задержка в развитии в одной из указанных областей может оказать глубокое влияние на раннее обучение ребенка. Результат такого влияния зависит от степени задержки развития ребенка и его личных факторов.

Из-за этих проблем дети с нарушением речи и языка могут испытывать трудности в выполнении распорядка дня и в процессе обучения – напр., если ребенку трудно понимать разговорный язык, то ему также трудно приходится выполнять просьбы/указания, особенно когда просят что-то сделать или НЕ делать.

К тому же, предложения с более чем одним элементом могут вызывать затруднение – напр., «Возьми бумагу и карандаш и присядь за столик для рисования». Ребенок может выполнить отдельные элементы из этого предложения, но когда все элементы вместе, он не может обработать их сразу. Здесь помогают короткие предложения со вспомогательной информацией и жестами.

Дети, которым трудно сделать так, чтобы их поняли взрослые и другие дети, могут проявлять заторможенность, когда они принимают участие в каких-то видах деятельности, задают вопросы, рассказывают о чем-то, хотят подружиться с другими детьми. Они не всегда могут спеть песню или рассказать стишок и испытывают трудности в запоминании сказок и другой информации. В этой ситуации можно предложить выбрать занятие с помощью ключевых слов, например: «Ты хочешь поиграть в машинки или порисовать?»

Из-за проблем с вниманием и восприятием на слух ребенку трудно в полной мере насладиться игрой, нарушается способность чередования, трудным становиться восприятие на слух и усвоение команд. Плохое представление о времени и последовательности повседневных событий могут привести к тому, что ребенок становится неуверенным, особенно если порядок событий, к которым ребенок привык, меняется. Соблюдение заведенного порядка и ассоциация этого порядка с картинками могут помочь в решении проблемы.

Чувство разочарования и смущения, возникающие при наличии проблем с речью и языком, могут стать причиной поведенческих проблем. Дети могут выражать свое разочарование и гнев либо с помощью самых очевидных способов, либо став очень тихими и замкнутыми, если они чувствуют, что акт общения для них слишком сложен.

В дополнение к этим наиболее общим вопросам, дети, имеющие проблемы речи и языка, могут столкнуться с особыми затруднениями в доступе к материалам на раннем этапе обучения. Многие, если не все, учебные цели в раннем возрасте прямо или косвенно основаны на способности ребенка воспринимать и передавать информацию. Дети, имеющие проблемы в любой из обсуждаемых здесь областей, нуждаются в поддержке, которая поможет им усвоить по максимуму получаемые ими знания.

Стратегии, которые помогают

В ранние годы можно использовать ряд стратегий, помогающих выявить и поддержать детей, испытывающих трудности в языке и речи.

Некоторым детям помогают визуальные ключи и напоминания при выполнении повседневных задач, а так же при знакомстве с новыми словами и понятиями. Используйте фотографии или картинки самих детей, выполняющих какие-либо задания, чтобы представить расписание ежедневных занятий визуально. Можно также использовать картинки, чтобы помочь детям определиться с выбором занятия.

Если речь затруднена, дети могут, показывая на картинки, выражать свои намерения в отношении того, чем бы они хотели заняться. Постарайтесь сначала продемонстрировать детям их занятия, и только после этого попросите их сделать это, таким образом у них будет практическая, визуальная информация о последовательности действий, которые им нужно выполнить, чтобы добиться нужного вам результата.

Одним из самых сложных моментов – это наблюдение за своей собственной речью, особенно если вы говорите быстро в разговоре с детьми. С помощью своей речи вы сможете помочь детям развить их собственные навыки речи. Снизьте темп речи, упростите речевые обороты и старайтесь чаще повторять слова и мысли.

Не поступайте так, словно вам нужно своей речью заполнить тишину – некоторым детям нужно больше времени, чтобы подумать, прежде чем они что-то скажут. Оставляйте для них паузы. Попробуйте сократить количество вопросов и акцентируйте внимание на важных словах в предложении, которые несут информацию, напр.: «Посмотри, а вот и большой мишка».

Старайтесь контролировать действия детей – называйте их имена, ждите, пока они посмотрят на вас. Возможно, вам придется вырабатывать для них речевые модели, предлагая что-то на выбор: «Ты хочешь сок или молоко?». Либо вы можете повторять то, что сказал ребенок, чтобы убедиться, что вы правильно их поняли с тем, чтобы позволить им услышать, как правильно произносятся слова.

Используйте повторяющиеся фразы, когда речь идет о знакомых видах занятий, комментируйте действия детей, когда они играют в непринужденной форме, и добавляйте от себя информацию к тому, что они уже сказали. Например, ребенок может сказать: «грузовик», а взрослый может добавить: «Правильно! Это большой синий грузовик».

Развитие внимания и восприятия на слух

Важно, чтобы дети слушали речь. Большая часть детей проявляет интерес к языку, и процесс этот происходит естественно. Тем не менее, некоторым детям трудно сохранять внимание и умение слушать, что может повлиять на развитие речи.

Навыки внимания и умения слушать позволяют развить социальные навыки. Детям необходимо научиться сосредотачивать свое внимание на другом человеке и уметь слушать его, сохранять зрительный контакт и начинать разговор и игру. Помочь им можно следующим образом:

Уберите отвлекающие вещи (факторы). Дети смогут легче сосредоточиться, если уровень шума будет низким, а отвлекающие факторы сведены к минимуму.

Смотрите на ребенка, когда вы говорите с ним. При этом важно сохранять зрительный контакт, показывая тем самым, что вы их слушаете.

Поощряйте хорошее внимание ребенка и его умение слушать. Положительная реакция поможет ребенку понять, что он делает все правильно, и развить нужные навыки.
×

По теме Проблемы языка и речи у детей

Как поднять эффективность мышления с помощью правил языка?

Любое мышление – это выстраивание внутри себя определенных фраз на человеческом...
Психология

Развитие речи детей

Дитя в первые годы жизни пытается подражать тому, что делают взрослые. В том...
Психология

Развитие речи и общения детей

В первом полугодии жизни потребность ребенка во внимании и доброжелательности...
Психология

Стратегия речи

Зачем вообще использовать какие-либо приемы в коммуникации? Наверное, для того...
Психология

Манера речи

Психологи утверждают, что в подавляющем большинстве случаев человек больше...
Психология

Волшебство речи

Связывайте себя с самыми лучшими проявлениями этого мира и отстраняйтесь от...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Как заставить себя медитировать?