Менеджмент и стресс

Впервые Бэрри Джонсон попал в психиатрическую клинику в тот день, когда его уволили с должности корпоративного директора всемирной сети связи компьютерной компании Unisys. Его уволили, обвинив в 4 нарушениях, включая подделку листа учета рабочего времени секретаря и выставление компании счета на оплату такси, которое Бэрри взял, когда у него заболела спина.
Менеджмент и стресс
Это событие февраля 1994 года, а также предшествующие ему 10 лет постоянного стресса превратились для Б. Джонсона в серьезную депрессивную болезнь: “Я сошел сума. Я кидался чем попало, кричал и делал бессмысленные вещи”.

Бэрри Джонсон проработал на Unisys 23 года, поднявшись до уровня топ-менеджера компании. Он говорит, что любил свою работу, но редко виделся с семьей: “В 2 часа ночи мог зазвонить телефон, и уже следующим утром я должен был быть в Париже. Годами я находился за границей”.

Первый симптом болезни появился в 1984 году: “Я помню, что это было… на конференции в Барселоне, куда я собрал заказчиков. Я сидел в гостинице и говорил своему начальнику, что не могу ничего делать и что нахожусь на грани срыва. А он ответил, что со мной все будет о’кей”.

Постепенно Б. Джонсон замкнулся в себе и стал страдать от частой смены настроения. Он пристрастился к обезболивающим, скрывая все происходящее от домашних и коллег. Бэрри говорит, что все обвинения против него были сфабрикованы и что Unisys уволила его, потому что он критиковал политику внутреннего управления компании. В сентябре 1994 года он подал на компанию в суд за несправедливое, незаконное увольнение, нарушение контракта и преследование и выиграл сумму в 11 000 фунтов стерлингов (максимально возможную). С тех пор он не работает и сомневается, что когда-нибудь будет. Сейчас ему 52, и он все еще не очень хорошо себя чувствует. “Я стал жертвой своей работы, — говорит он. — Каждый думает, что с ним этого не случится. Вы стараетесь убедить работодателя, что не справитесь, но вас не слушают”.

Unisys отказывается комментировать случившееся. История Б. Джонсона не совсем обычна. Но самое удивительное в ней то, что у него есть желание рассказать обо всем.

Нервное расстройство обычно означает конец карьеры. Исследования, проведенные организацией Mind (разум), занимающейся изучением психического здоровья людей, показали, что из 778 больных с психическими расстройствами 34% были уволены или вынуждены уйти с работы из-за своей болезни.

Табу для управленцев

Для топ-менеджеров тема психического здоровья — почти табу. Любое ее обсуждение — начиная с плохого настроения до кризиса среднего возраста и глубокой депрессии — неприемлемо. Вот почему слово “стресс” стало так популярно, хотя и не всем понятно, что оно означает.

Но и управляющие не железные. Согласно Всемирной организации здравоохранения, каждый четвертый человек на протяжении своей жизни страдает от каких-то психических расстройств, как минимум от легких депрессий и рассеянности. ВОЗ считает, что к 2020 году депрессия станет второй в мире, после сердечных заболеваний, причиной нетрудоспособности. В Великобритании ежегодно 3 из 10 работников страдают психическими расстройствами, что приводит к потере 91 млн. рабочих дней в году. В США 1 из 5 работников страдает диагностируемыми психическими расстройствами ежегодно. Накладные расходы от этого превышают расходы на всех больных раком. Согласно данным Национального института исследования мозга, только депрессия, от которой ежегодно страдают 19 млн. людей, обходится США в 44 млрд. долл.

Доктор Мэт Муджен, директор научно-исследовательской организации “Центр психического здоровья в Сейнсбери”, считает: “У огромного числа топ-менеджеров есть те или иные симптомы нервного расстройства, которые можно отнести к какой-нибудь болезни”.

Работы с каждым днем все больше

Конечно, угрюмость и шизофрения не одно и то же. Но, в общем, количество нервных заболеваний различного характера растет. Большинство психиатров едины в своем мнении: причина этому — городская жизнь и, в частности, работа.

Доктор Козмо Холстром, главный врач в Клинике Флоренс Найтингейл в Лондоне, практикующий частный психиатр, говорит: “У работающих людей есть огромное количество недиагностируемых психических заболеваний, о которых у нас очень смутное представление. Они, как правило, являются следствием нескольких составляющих: психических и биологических особенностей человека, а также внешних факторов”.

В период экономического спада риск появления психических расстройств увеличивается. “Очень показательно, что потеря работы способна спровоцировать психическое заболевание, особенно если для человека работа была средством самоутверждения”, — говорит Козмо.

Для своей работы “Организационное сумасшествие: эмоциональный кризис среднего возраста” Манфред Кец де Вре, профессор французской школы бизнеса INSEAD, опросил 200 управляющих и обнаружил, что у 20% из них были известные науке психические расстройства, такие как депрессия, например.

Брайс Пит, известный профессор психиатрии из лондонского университета Imperial, утверждает, что психическим заболеваниям подвержены люди с богатым воображением, мечтатели, дотошные в мелочах и карьеристы: “Существует столько различных видов депрессий, что на вас легко можно повесить ярлык „психически нездоров“… а это очень вредит здоровью”.

Английские государственные исследовательские программы показали: большинство работодателей думают, что нервные срывы и психические расстройства — это проявление слабости и неспособности справиться с поставленной задачей. Поэтому зачастую они считают правильным избавиться от таких сотрудников.

Работа — угроза для здоровья

Все же некоторые компании хотят сохранить своих сотрудников и используют метод индивидуального подхода к ним. Доктор Энн Прайс, глава отделения профессионального здоровья в Marks and Spencer, говорит, что работа часто бывает опасна для здоровья. Тем не менее, по некоторым данным, до 75% всех психических заболеваний поддаются лечению. В связи с чем индивидуальный подход может быть выгоден в экономическом отношении.

Рональд Кесслер, профессор отдела охраны здоровья в медицинской школе Гарварда, рассказывает об одной американской фирме, которая решила, что забота о психическом здоровье сотрудников не входит в ее сферу деятельности, что привело к уменьшению ее активов. “Когда дело доходит до заботы о психическом состоянии своих сотрудников, компании пытаются быть экономными в мелочах и оказываются расточительными в крупном”, — говорит Рональд.

Организации, работодатели, врачи — все сходятся на одном: лучшее решение проблемы — грамотный менеджмент. Работодателям следует больше внимания уделять каждому сотруднику в отдельности, быть готовыми к перераспределению или изменению обязанностей, если потребуется, при соблюдении полной конфиденциальности.

Однако, как утверждает Mind, не нужно как-то особенно оберегать людей с психическими расстройствами. Не надо пристально следить за ними, делать поблажки и бояться критиковать. Забота работодателей должна быть разумной. Не надо принимать вину за болезнь на себя. Об этом, кстати, говорится и в американском акте о нетрудоспособных слоях населения, и в английском законе о дискриминации нетрудоспособного населения.

Многие психические расстройства являются временными. И, по мнению Mind, даже те, у кого они тяжелой формы, могут работать, если наблюдаются у врача. Но в этом случае работодатель должен быть готов к периодическим уходам на больничный.

Некоторые компании заботятся о душевном состоянии своих сотрудников, учреждая специальные программы поддержки, воспользовавшись которыми можно, например, позвонить по телефону доверия или попросить сходить в магазин.

Но эти программы не слишком популярны. В США из 67% наемных работников, которые могут прибегнуть к помощи программ, пользуются ими только 4–8%, в Великобритании — только 10%.

Однако для 12 000 сотрудников фармацевтической компании Astra Zeneca вот уже 8 лет такая программа является ощутимой поддержкой. Ежегодно ею пользуются 7% работников фирмы, у трети которых проблемы с психическим состоянием, еще у трети — семейные проблемы.

Доктор Эрик Тиздейл, главврач фирмы, говорит, что в Astra Zeneca понимают, что безопасность и здоровье сотрудников — очень важные вещи: “Работодатели напрямую заинтересованы в поддержании физического, психического здоровья, социального и морального благоденствия сотрудников”.
×

По теме Менеджмент и стресс

Стресс-менеджмент

По данным ВЦИОМа, две трети москвичей постоянно находятся в состоянии стресса, а...
Психология

Тайм менеджмент

Если каждый свой рабочий день вы начинаете в девять утра, а заканчиваете в...
Психология

Коуч-менеджмент

Сейчас стало появляться много публикаций на тему коучинга. Слово это...
Психология

Менеджмент успеха: системный подход

Начнем с основных определений. Успех – это степень достижения установленных...
Психология

Тайм менеджмент

Совет 1. Пишите список дел на день, которые необходимо выполнить. Это могут быть...
Психология

Менеджмент

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Как заставить себя медитировать?