Почему дети становятся изгоями?

Глаза синие-синие. Смотрят на часы, мысленно считая минуты до перемены. Нет радости в этих глазах, а только тихая боль и обида.

Сейчас опять начнут приставать, оскорблять, зло ухмыляться. Почему они, одноклассники, так относятся к нему?
Почему дети становятся изгоями?
Что он сделал не так? И как можно перестать быть изгоем класса?

К сожалению, такие дети есть почти в каждом классе. Сердце любого нормального родителя разрывается на части, когда он узнает, что его родной ребенок, так заботливо выращенный, пришелся в детском коллективе не ко двору. Что же делать, чтобы предотвратить такую ситуацию?

Всегда проще предотвратить ситуацию, чем потом расхлебывать последствия.

Помните известный фильм «Чучело»? Наглядный пример ребенка-изгоя. Когда Лена приходит в свой новый 6 класс, одноклассники хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её.

Ученики в классе самые что ни на есть стереотипные: Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» (девочка – фактически лидер класса, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели), «Лохматый» (силач класса, считающий, что самое главное в человеке – сила), Шмакова (первая красавица в классе, никогда не делающая того, что для неё не выгодно), Попов (подкаблучник Шмаковой, смотрящий ей в рот), Валька (мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье – это много денег), Марина (мечтающая вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву), Васильев (самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не лебезит перед Леной) и Сомов (мальчик из богатой семьи, пользующийся большим авторитетом в классе).

Причина неприязни к Лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её деда, которого в городке называют «Заплаточником», так как он настолько увлечён коллекционированием картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями.

Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости и в свой адрес, и в адрес деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта. Классу её поведение кажется совершенно бестолковым, и ей дают кличку «Чучело», на которую Лена старается не обижаться. Даже после того, как дети понимают, что Лена – замечательная, и они допустили большую ошибку, не общаясь с ней, Лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше учиться в этой школе. В заключительной сцене дети пишут на школьной доске: «Чучело, прости нас!» Но кто вернет ребенку веру в людей и доброту? Кроме прочего, Лена так и осталась «чучелом».

С одной стороны, хорошие учителя, добрый дедушка, воспитанные социализмом пионеры – и с другой, Лена – изгой. Предотвратить ситуацию бойкота, унижения не смогли, оставался один выход – уйти со школы, переехать в другой город.

Почему так случилось? В психологии существует «теория изгоя»: в каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» – становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята – явление, к сожалению, частое и трудноисправимое.

Итак, я бы выделила 3 главных причины, почему дети становятся изгоями в детском коллективе:

1. Внешний вид. Важно, чтобы ребенок вписывался в коллектив и по росту, одежде, прическе. Особенно на начальном этапе. Позже, завоевав себе авторитет, можно экспериментировать, сколько угодно. Ту же Леночку невзлюбили из-за «серости». В детском обществе встречают точно по одежке.

Обувь, аксессуары – на это тоже надо обратить внимание, чтобы ребенок не стал объектом детских насмешек. У меня на практике был случай, когда мальчика (умничку, отличника) одноклассники дразнили из-за стоптанных ботинок.

2. Поведение. Здесь нужна «золотая середина», то есть, говоря на детском языке, нужно «не выпендриваться» и «не пресмыкаться». Дети очень чувствуют слабости человека и бьют именно по ним. Как потом сами пишут «какие же мы дети жестоки я сома удивляюсь как мы токими можем быть».

Учите ребенка отстаивать свое мнение, быть самодостаточным. Вот еще случай из практики: «Изгой был у меня в отряде: привез с собой Playstation и только сидел и играл, чем отвлекал других... ругался матом... не слушался... мог, когда делаешь замечание или берешь за руку, начать орать, упасть на землю... перелезал через балкон, обливал девочек водой... через 3 дня я его выгнал». Это пример негативного поведения – основы для неприятия.

Однако и положительное поведение может быть такой основой. Вот случай, описанный пионервожатым: «У меня в отряде была девочка. Солнце. Чудо. Любимая девочка в отряде, 7 лет, зовут Дашенька. Такая непосредственная, милая, добрая, детская – так вот её подружки, 6-8 летки – материли её, писали злые записки, обзывали, не давали спать, прятали вещи. Издевались, как могли.

А она – она никогда не плакала, иногда подходила и говорила что девочки её «сукой» обозвали или не дают спать. Ничего у меня не выходило, что девочкам ни говори – всё равно так или иначе они её тюкали. И тут случайно это заметил старший пионервожатый, сказал, что проведёт беседу, и подобного не повториться.

Провёл. Повторилось. Второй раз провёл. Снова повторилась. Я уж ему не стал говорить об этом, а сам пытался решать эту ситуацию. Сидел с девочками. разговаривал о жизни, о доброте, о дружбе. Выделял Дашу перед ними, ставил пять баллов за уборку (кстати, заслуженно, обычно у девочек 2–3 было), она у меня участие принимала в выступлениях.

Конечно, они так и не подружились – но задирать её стали меньше. Девочки ещё были из очень плохих семей, рассказывали, как их бьют родители, оскорбляют и унижают, так вот я выводил их к разговору о семье, об отношениях между родителями и детьми и через это показывал, как нехорошо унижать Дашеньку!

Это уже как закон – в каждом коллективе люди, а тем более дети, ищут самого слабого».

Поведение ребенка во многом зависит от семьи, поэтому, прежде чем вести ребенка в любой детский коллектив (кружок, детский лагерь, класс и т.д.), познакомьтесь с родителями детей. Ведь как написал Себастьян Брандт, немецкий поэт середины XVIII века:

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители – пример ему.

3. Самооценка. Она проявляется в поведении, в умении себя преподнести.

Психологи говорят, что нет завышенной самооценки (именно ее дети не любят в своих сверстниках, как и заниженной), есть компенсация заниженной, просто проявления разные. Все это способы привлечь к себе внимание. Любой ценой. Заискивая перед сверстниками или общаясь с ними надменно – все это приведет лишь к изгойству.

Поэтому как родители окружите ребенка вниманием и любовью, общайтесь с ним, объясняя, как складываются человеческие отношения, чтобы ребенок чувствовал себя Личностью, был сильным психологически.

Как говорят сами дети, озвучивая рецепт успеха в детском коллективе: «Будь проще, и к тебе потянутся!»
×

По теме Почему дети становятся изгоями?

Почему мужчины становятся раздражительными?

Здравствуйте, уважаемые психологи. Прошу совета. Мы с моим возлюбленным вместе 7...
Психология

Почему некоторые люди становятся токсичными родителями?

Токсичные родители вредят своим детям, осознанно или нет. Но почему они...
Психология

Удачливыми рождаются или становятся?

На одном из блогов в Интернете случайно наткнулась на исповедь молодой женщины...
Психология

Оптимистом рождаются или становятся?

Считается, что оптимистам жить легче, потому что они все время верят в лучшее. И...
Психология

Почему дети врут

Мать одного из приятелей сына благодарила его от всей души: - Вы устроили для...
Психология

Почему дети уходят из дома

Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
10 навыков которые жизненно необходимы