Пробуждение. Болезни и псевдоболезни

В процессе пробуждения Кундалини иногда проявляются скрытые болезни или псевдоболезни, которые не диагностируются обычными врачами. Люди жалуются на головную боль, ощущение стягивания черепа (полосы энергии сжимают череп) и жжение в верхней части головы. У некоторых мужчин и женщин возникает что-то вроде ложной беременности со вздутием живота (называемым "живот Будды"), продолжающейся в течение нескольких месяцев, У других возникают боли в груди и потеря чувствительности, симптомы, очень похожие на те, которые сопровождают сердечный приступ. По-видимому, это происходит в связи с прохождением энергии через Анахату, или сердечную чакру, Может произойти серьезное нарушение деятельности нервной системы, пищеварительного тракта или гормональной системы.

Среди других возникающих проблем Б.С.Гоэл упоминает также такие симптомы, как автоматическое подергивание и концентрация между бровями, жжение в глазах и такое ощущение, как будто их тянут магнитом, учащенный пульс, язык покрывается белым налетом и увеличивается вязкость слюны, возникают трудности при мочеиспускании и, когда он закрывал глаза и пытался сконцентрироваться, была видна красная аура, распространяющаяся вокруг мозга. Но, по его словам, самым главным свидетельством поднятия Кундалини было для него то, что после каждого состояния, когда он испытывал жестокие страдания, он автоматически переходил в состояние покоя, блаженства и равновесия. Эти состояния автоматически сменялись одно другим. [3]

В жизни многих мистиков были периоды, когда они заболевали какой-то специфической болезнью. Эвелин Андерхил в своем "Мистицизме" отмечает, что, даже несмотря на ясный ум и высокоразвитые умственные способности, такие известные фигуры, как Плотин, св. Бернард, св. Екатерина Генуэзская, св. Иоанн Креста и поэт-суфий Джалаладдин Руми отличались плохим физическим здоровьем. "Более того, их мистическая деятельность обычно определенным образом воздействовала на их тела, вызывая в некоторых случаях особый вид заболевания и физического бессилия, сопровождающегося болями и функциональными нарушениями, никаких физических причин для которых не было обнаружено, кроме того, что они вызывались невероятным напряжением, которое возвышенный дух оказывает на тело, приспособленное совсем к другому образу жизни", [4] – добавляет она.

Свами Нараянанда относит специфические физические заболевания к тому, что он называет частично пробудившейся Кундалини, движущейся по неправильному пути. Он говорит, что пробудившаяся Шакти часто поглощает избыток тепла и холода в теле, а также яды и боли в различных частях тела, и что в тот момент, когда Кундалини-Шакти поглощает холод, ее активность в значительной степени притупляется и ее перемещение становится очень болезненным и неприятным. С этим медленным прохождением энергии через области раз-яичных чакр он связывает такие проблемы, как "чувство расслабленности" и "потеря контроля" над гениталиями, нарушения функции печени, боли в желудке, нарушения пищеварения, сердечные расстройства и тяжесть в груди, затрудненное дыхание, приступы астмы, тяжесть в голове с "притуплением интеллекта" и простудные явления. [5]

С другой стороны, он считает, что в том случае, когда Кундалини поглощает тепло и разносит тепловые потоки в различные участки тела, у человека могут возникнуть "похотливые желания", возбуждение гениталий, "непрерывное извержение семени, пока он не истощится и не ослабнет", и человек может испытывать состояние, подобное неврастении, могут появляться поллюции, геморроидальные узлы, желтуха, страх, чувство отвращения и преждевременное старение. Он сообщает, что эти тепловые потоки могут повредить нервы и вены ануса и привести к неправильной циркуляции крови или повлиять на мочевой пузырь, вызвав затруднение мочеиспускания и чувство жжения. Кроме того, они могут вызвать учащенное сердцебиение и ощущение жжения в области сердца, легких, селезенке и желудке. Он говорит, что при воздействии ветра и в холодную погоду потоки с трудом проникают в область над сердцем и вместо этого могут направиться к левой руке, вызвав на некоторое время ее онемение. [6]

Если перегретые потоки достигают мозга, то, по его словам, человек страдает бессонницей, головными болями, утратой жизнеспособности, у него появляется раздражительность и возможно "психическое расстройство или безумие". В случае психических расстройств он рекомендует сделать влажную набедренную повязку или в течение 24 часов держать на области ануса и гениталий повязку, смоченную в холодной воде, меняя ее через каждые 15-20 минут. (Возможно, это эквивалентно западному "холодному душу"!) По его мнению эта шакти может вызвать люмбаго в области поясницы и колики в брюшной полости. Если она задержится в желудке, то может привести к хронической дизентерии. При медикаментозном лечении одного органа может возникнуть проблема в другом, и такое лечение способно обеспечить лишь временное улучшение. По его словам, жалобы на желудок обычно являются первой проблемой стремящихся к духовному развитию и медикаменты только усложняют лечение. [7]

Если Нараянанда правильно оценивает эти проблемы, было бы разумно тем, у кого возникают затруднения при пробуждении Кундалини, специально позаботиться об обеспечении баланса тепла и холода в своем теле и избегать экстремальных температур в окружающей среде и при принятии пиши. Он утверждает, что от этих болезней легко избавиться, очищая Кундалини-Шакти, поддерживая ее всегда в нормальном рабочем состоянии, регулярно выполняя утром и вечером пранаяму, а также отрегулировав температуру пищи, питья, воды при купании, температуру окружающего воздуха и т.п.

Пранаяму рекомендуется выполнять в виде поочередного дыхания через каждую ноздрю, при котором горло закрыто и вдыхаемый воздух удерживается между сердцем и горлом до самого выдоха. Дышать следует в течение 5 минут через правую ноздрю, потом столько же через левую, пока постепенно развивающаяся уверенность и выносливость не позволят увеличить продолжительность до 30 минут через каждую ноздрю. (Это упражнение ни в коем случае нельзя делать во время беременности.)

Полезно знать различные упражнения пранаямы и асаны, которым обучают в большинстве центров йоги, так как некоторые из них специально модулируют температуру тела или определенных его органов. Когда пробудилась Кундалини, этим методикам нельзя следовать подобно маньяку, но каждый должен экспериментально подобрать те из них, которые оказывают благотворное влияние на его самочувствие, и использовать их для укрепления и сдерживания энергии праны. Подобным образом обеспечить баланс системы и частично снять некоторые симптомы может лечение с помощью акупрессуры и акупунктуры.

Согласно Свами Шивананде, существуют также другие способы лечения некоторых симптомов Кундалини. Он пишет как о положительных, так и об отрицательных ощущениях, испытываемых во время медитации. "Вы почувствуете, что вы излучаете энергию. Ваше сознание станет глубже. Мысли о Боге вызовут духовные токи в теле. Если в голове выделяется тепло, приложите масло, малак или масло Брахмы. Примите холодную ванну. Съешьте немного сливочного масла и леденец". [8]

В некоторых ашрамах практика применения шоколада в качестве противодействующего средства для последствий интенсивных медитационных программ является довольно распространенной, и некоторые медитирующие сообщают, что целью такого метода служит восстановление лецитина, содержащегося в теле, который при длительном пребывании в измененном состоянии имеет тенденцию уменьшаться. Для ослабления непроизвольных спазмов Баба Хари Дас [9] рекомендует также массаж с втиранием масла. Когда Ирина Твиди пожаловалась своему гуру на ощущение во время стойки на голове ледяного холода в верхней части головы, гуру порекомендовал ей горячий чай с небольшим количеством масла для того, чтобы "предотвратить высыхание мозга". [10] Один из практикующихся сообщает, что вполне оправданы и полезны такие процедуры, как частое купание, успокоительные лечебные ванны, с имбирной настойкой или грязевые.

Шивананда объясняет возникающий во время медитации дискомфорт типа онемения, судорожных подергиваний, щекочущих ощущений усилиями тела приспособиться к новым вибрациям. Если немеют руки, он советует помассировать кисть каждой руки, не шевелясь и не открывая глаз,

Он утверждает, что для того, чтобы стать совершенным йогом и испытывать "удивительное самадхи", необходимо контролировать ум и дыхание и постоянно заниматься йогой. Чтобы быстро достичь постижения, он советует продвинутым ученикам прекратить всю работу, поселиться в уединенном месте у реки и питаться молоком и фруктами. Они должны полностью посвятить себя практике медитации, спать не более 2-3 часов в сутки. К этим занятиям следует приступать в начале зимы, в ноябре. Согласно Шивананде, это акт полного отказа от чего бы то ни было, и тот йог, который сумеет устранить на своем духовном пути все препятствия, ловушки и западни, будет вознагражден. [11]

Большинство жителей Запада не могут стать "совершенными йогами", жить у реки и питаться только молоком и фруктами, а если они даже сделают это, то вряд ли разрешат все свои трудности. Но интересно то, что некоторые после пробуждения Кундалини чувствуют внутренний зов души перейти именно к такому образу жизни. Многие сообщают о значительном сокращении потребности в сне. Большинство приходит к вегетарианству. Может по казаться, что совет Шивананды противоречит рекомендациям других учителей относительно гармонии и необходимости соблюдать порядок и дисциплину Это отличие, по-видимому, можно отнести за счет основной цели и того факта, что его слова предназначены для "продвинутых" йогов, которые уже преодолели большую часть пути и, вероятно, следуют жестким правилам порядка и самоконтроля. И наступает время, когда единственным желанием духовных учеников становится проникнуть глубже, вложить все сердце и душу в этот направленный внутрь процесс, выйти за все прежние пределы. Очевидно, приведенный совет Шивананды относится именно к тем, кто идет по этому пути. Для тех, кто следует по этому пути, лучше всего находиться в защищенной окружающей среде и иметь учителя, и больше всего беспокойства ждет того, кто делает это один, без духовного руководства.

Сонливость и транс

В противоположность тому, что пишут, будто потребность йогов в сне очень невелика, Свами Муктананда описывает также связанные с Кундалини симптомы сонливости, вялости и апатии, утверждая, что человек может впасть в глубокий сон, но что это является положительным признаком и со временем проходит, не представляя никакой опасности. [12] Этот же симптом обычно описывают те, кто практикует пробуждение Кундалини на Западе, одновременно сообщая о наступлении состояния летаргического сна и вхождении в транс.

Юнг также описывает некоторые физические симптомы пробуждения Кундалини, включая сонливость, когда говорит о состояниях, наблюдавшихся у тех, кто достигал трансформирующих стадий развития. Он пишет, что при увеличении подобных расстройств якобы изменяются какие-то структуры мозга или разрушаются его клетки. (В йоге обычно считается, что реорганизация клеток находится в тесном взаимодействии с процессом пробуждения Кундалини; однако летаргия и транс могут быть вызваны также стимуляцией определенных участков мозга.) Юнг сообщает, что ему известно из опыта, что регрессивное либидо действует подобно лекарственному препарату, обладающему ядовитыми или токсическими свойствами. Он пишет: "Люди с ослабленным либидо испытывают ужасную сонливость, они с трудом открывают глаза и всегда чувствуют общее недомогание; все функции их тела расстраиваются... Об этом слишком мало известно, но мы точно знаем, что, когда человек находится в подавленном настроении, вязкость его крови заметно уменьшается, и, конечно, изменения крови влияют на все тело". [13] Он сообщает, что в подобном состоянии могут проявляться такие скрытые заболевания, как затяжные инфекционные болезни, поскольку сопротивляемость организма снижается и тот, кто этому подвержен, при определенном психологическом состоянии может, например, часто болеть ангиной.

Эти замечания помогают объяснить некоторые характерные нарушения сна и внезапные проявления болезни у людей, которые прошли через пробуждение Кундалини, что неизменно сопровождается пробуждением либидо. Йоги могут приписывать такие состояния увеличению шакти, но нет сомнения в том, что сильно измененные состояния сознания погружают человека в глубокое регрессивное состояние, в том смысле, что человек регрессирует (движется в обратном направлении) или очень удаляется от обычного состояния сознания.

Более динамичные состояния

Муктананда описывает также более динамичные физические ощущения, возникающие при пробуждении Кундалини, утверждая, что у ищущего, который самозабвенно предан своему гуру, Кундалини может пульсировать во всем своем великолепии, доставляя необычайное удовольствие и вызывая экстатические вибрации. В такой момент ищущий может непроизвольно начать танцевать, петь или плакать. Некоторые даже кричат, стонут, рычат подобно льву, издают звуки, похожие на звуки животных, громко повторяют "ОМ" или произносят мантры. Приходят в движение отдельные части тела, и человек начинает прыгать, как лягушка, кружиться, изгибаться, бегать кругами, кататься по земле, ударять себя по лицу, вертеть головой, принимать различные йогические позы и мудры, трястись, покрываться потом, делать йогические замки, высовывать язык и прижимать его к нёбу, выполняя кхечари-мудру, или закатывать глаза кверху. Он может автоматически выполнять различные виды пранаямы. Может иметь место непроизвольная кумбхака, или задержка дыхания.

Подобно большинству гуру, Муктананда для избавления от симптомов Кундалини рекомендует в первую очередь соблюдение дисциплины, медитацию, избавление от страха и преданность гуру – классический йогический подход. Гуру должен полностью принимать человека, подобно психотерапевту, помогающему справиться с глубокими психическими процессами, – он является надеждой, опорой и источником силы во время кризиса. Он советует студенту избегать гнева, обид, не сравнивать себя с другими и контролировать свои привычки. Он также предлагает жить в обществе сиддх (мастеров), избегать беспредметных разговоров и обсуждения слухов, не потворствовать своеволию, не употреблять пищи, недоеденной другими, и без необходимости не прикасаться к людям. Он предупреждает, что слишком много разговоров и общество бесполезных людей разрушают сокровищницу шакти. Для людей, опутанных сетями западной цивилизации, сложности заключаются именно в этом. [14]

В основе большинства советов, содержащихся в йогической литературе, связанной с процессом Кундалини, лежит взаимосвязь между разумом и телом. Поэтому литература эта кажется несколько более расплывчатой по сравнению с отношением западной медицины, которая вместо того, чтобы исследовать голограмму стиля жизни и соотносить ее с болезнями и здоровьем, стремится изолировать симптомы и воздействовать на них. Здесь же существенными факторами, определяющими процесс пробуждения Кундалини, считаются поведение, самодисциплина, психологические установки, эмоции и отношения с другими людьми. Это вообще характерно для восточной медицины, отличающейся целостным подходом к пациенту, которая всегда задает вопрос, что в его жизни внесло свой вклад в физические болезни, недомогания или хорошее здоровье. При таком подходе считается, что тот, у кого возникают физические затруднения при работе с этой энергией, недостаточно подготовлен психологически или эмоционально или же не обладает силой и чистотой, которые приходят в результате очистительных практик йоги, дыхательных упражнений, правильной жизни я выполнения асан.

Через всю литературу красной нитью проходит тема подготовленности, самоконтроля, искренности, необходимости избегать чрезмерного напряжения, нездоровых компаний и устанавливать связь с гуру, внешним или внутренним. Отсюда не слишком много можно почерпнуть сведений о том, как добиться исчезновения всех этих симптомов. В конечном счете смысл всего сказанного таков, что с помощью внутренней работы, внутреннего отношения и благосклонности гуру, или высшего источника, можно испытать блаженство и глубокую мудрость, так что все это дает слишком мало информации о том, как можно заставить энергию остановиться.

Некоторые учителя йоги на Западе советуют тем, кто испытывает дискомфорт во время этого процесса, временно сократить продолжительность медитации и исключить упражнения пранаямы; исключить мясо (или начать есть его снова); отказаться от алкоголя, сигарет, кофеина и других веществ, вызывающих привыкание; перейти на натуральные живые продукты (овощи, зерна, свежие фрукты); выполнять позы хатха-йоги; упростить свой образ жизни. Это все эмпирические пути замедления или снижения интенсивности энергии или усиления способности тела выдерживать более высокие энергии. Медицинская наука древней Индии аюрведа рассматривает уравновешивание и гармонизацию праны в теле, так что может оказаться полезным также лечение с помощью трав, рекомендуемое врачами, практикующими аюрведу.

Когда ничто другое не помогает, попробуйте поговорить с энергией. Один из тех, с кем мне приходилось беседовать, обращался к ней с просьбой оставить его в покое, когда он сидит за рулем или находится среди людей, после чего эти симптомы больше не проявлялись в этих ситуациях. Эта методика диалога известна многим психотерапевтам как средство объединения с более глубокими структурами психики, помогающее собрать воедино многие аспекты своей личности.

Сара, практикующая "диалог голосов" со своими клиентами, испытывающими пробуждение Кундалини, часто наблюдала, как эта энергия говорила через клиента, словно была одной из его субличностей. Это давало клиенту возможность присвоить и включить в свой сознательный опыт некоторые аспекты глубинного Себя и глубже продумать причины тех затруднений, которые возникают в системе под действием энергии. (Другим вариантом является беседа с симптомом, причиняющим беспокойство, или соответствующей частью тела – спросить, почему он причиняет боль или ставит препятствия). Войти в соприкосновение с физическими или эмоциональными блоками, проникнуть в них и их преодолеть помогает клиенту также творческий процесс – занятие искусством, лепкой, танцами, а также движение. Ричард Мосс пишет в "The Black Butterfly"("Черный мотылек"), вышедшей в 1986 году, о том, как он кричал о своих эмоциональных состояниях, сочинял песни и всевозможные движения, чтобы их выразить и, в результате, преодолеть.

Понятно, что физические аспекты этого процесса не могут быть объяснены исключительно психологическими аспектами, что, может быть, и справедливо для глубочайшего уровня любого заболевания или недомогания. С другой стороны, когда всплывают скрытые проблемы, следует установить соответствующий медицинский диагноз. Мистики столь же подвержены угрожающим человеческой жизни заболеваниям, как и любая другая категория населения, так что глупо было бы приписывать каждый симптом пробуждению Кундалини. Существуют конкретные болезни, симптомы которых похожи на симптомы Кундалини, а также легко уязвимые системы тела, которые поражаются болезнью в результате повышения энергии тела, поэтому часто необходимо проводить соответствующие проверки. Но если медицинское исследование не позволяет прийти ни к какому заключению и симптомы не типичны, а какие-то блуждающие, или проявление их краткосрочно, тому, с кем это происходит, следует избавиться от страха и беспокойства и направить внимание на эмоциональные блоки, которые могут стеснять свободное течение духовной энергии.
×

По теме Пробуждение. Болезни и псевдоболезни

Болезни от нервов

Существует древнее изречение “В здоровом теле — здоровый дух”. Наука...
Психология

Как избавиться от любой болезни и обрести здоровье

К большому сожаленью, у большинства людей совершенно нет культуры здорового...
Психология

Болезни и их причины

Сколько бы не говорили миру о том, что на жизнь лучше смотреть с той точки...
Психология

Неизлечимые болезни. История психоделической терапии...

Хотя данный вид лечения и является прямым следствием развития современных...
Психология

Чувство вины. Вина и болезни

Насколько мы способны проникаться этим чувством, зависит от многих причин: от...
Психология

Болезни от нервов?

Хотя термину «психосоматика» скоро исполнится двести лет (его придумал в 1818...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Высшая релаксация