Что нужно знать о промывании мозгов

Как сохранить собственное своеобразие, являясь членом сплоченной группы? Как сохранить свободу поведения и мнений, учась у "гуру" своей "школы"? Как получается, что люди полностью забывают о сво-их предыдущих ценностях и становятся во всем согласны с какой-то группой?
Что нужно знать о промывании мозгов
Как делать группы группами свободных людей? В статье предлагается взгляд психолога на эти вопросы.

Во время войны США с Кореей в 1951 году многие американскиесолдаты оказались в лагерях для во-еннопленных, которыми управляли китайские коммунисты. Китайцы обращались с пленными совсем ина-че, чем их союзники, северные корейцы. Корейцы, чтобы добиваться повиновения, предпочитали жесто-кость и суровые наказания. Красные китайцы специально избегали использования грубости, осуществляя так называемую "мягкую политику", тонко организованную психологическую атаку на своих пленных. По-сле войны американские психологи подробно расспросили возвратившихся заключенных, чтобы выяснить что произошло. Китайская политика оказалась удивительно эффективной. Например, китайцы добились того, чтобы американцы доносили друг на друга, чего почти не наблюдалось во второй мировой войне. Почти все заключенные в китайских лагерях в той или иной форме сотрудничали с противником. Журна-лист Эдвард Хантер, описывая то как пленные внезапно изменяли свои ценности, как они убеждались в том, что виноваты в вымышленных военных преступлениях, создал термин "промывание мозгов", переве-дя с китайского "hsi nao", "мыть мозг".

Американские солдаты были обучены не сообщать ничего, кроме своего имени, звания, и порядкового номера. Как же их смогли заставить, без физических пыток, выдавать военную информацию, предавать своих товарищей, публично осуждать свою страну? Китайский ответ был прост: начинать с небольшого и увеличивать.

Например, заключенных часто просили делать слегка антиамериканские или прокоммунистические утверждения ("Соединенные Штаты несовершенны", "В коммунистической стране безработица - не про-блема".). Но когда человек соглашался с тем, что США несовершенны, его могли попросить указать, в чем именно. Когда он это объяснял, его могли попросить составить список "проблем Америки" и подписаться под ним. Позже его могли попросить зачитать этот список в группе заключенных. Еще позже его могли попросить написать сочинение с подробным обсуждением проблем из его списка.

Затем китайцы могли использовать это сочинение в антиамериканской радиопередаче, транслируемой не только на весь лагерь, но и во всех других лагерях военнопленных и для американских вооруженных сил в северной Корее.

Вдруг человек оказывался "предателем", оказав помощь противнику. После этого, осознавая, что он написал это сочинение без принуждения, человек часто изменял свое представление о себе и еще больше сотрудничал с противником. Таким образом только немногие смогли полностью избежать предательства.

Термин "промывание мозгов" вызывает образ насильственного изменения взглядов под пытками. Од-нако перестройка мышления - гораздо более тонкий и сложный процесс.

Например, группа студентов-психологов однажды сговорилась испробовать техники изменения пове-дения на своем преподавателе. Во время лекции студенты улыбались и внимательно слушали, когда он переходил влево. Когда он переходил вправо, студенты делали вид, что им скучно. Скоро профессор на-чал дрейфовать влево, и через несколько занятий он читал лекции, опираясь на левую стену.

Но когда студенты признались профессору в шутке, он настаивал, что ничего такого не было. Он не видел ничего странного в том, чтобы облокачиваться на стену, и со злостью настаивал, что это его про-фессиональный стиль - что он это делал сам по своей воле.

Одно дело - целенаправленное психологическое воздействие на не подозревающую об этом личность. Но зачастую личность сама активно участвует в своем "порабощении", в том что попадает под контроль других людей. В частности, это происходит в группах с сильным психологическим воздействием.

Их можно называть по-разному: культами, религиями, сектами, движениями, партиями, бандами и так далее. Объединяет их то, что личность испытывает сильное групповое давление и невольно изменяется в желаемом для группы направлении, не замечая этого.

В американской психологической науке существует несколько основных моделей деструктивного воз-действия тоталитарных групп. Классической является модель Р. Дж. Лифтона, изложенная в работе "Ре-формирование мышления и психология тоталитарности" (Lifton, R.J. Thought Reform and the Psychology of Totalism, 1961). Лифтон выделяет восемь элементов, приводящих к катастрофическому изменению созна-ния:

1. Контроль окружающей обстановки (среды) - жесткое структурирование окружения, в котором об-щение регулируется, а допуск к информации строго контролируется. Сюда входит: занимающая все свободное время деятельность в группе, пространственная изоляция от мира в отдаленном месте, правила, исключающие общение с какими-то людьми, например смотрение телевизора или чтение "морально разлагающей" литературы. "Правильный" участник группы должен заниматься только санкционированной практикой "школы". Спрашивать о "технологии" можно только у руко-водителя.

2. Мистическое манипулирование - использование запланированной или подстроенной "спонтанной", "непосредственной" ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, фи-зиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняют-ся "нисхождением святого духа". Выступление капельки крови на темени может истолковываться как "установление связи с высшим миром", онемение каких-то частей тела как "поступление энер-гии".

3. Требование особой "чистоты" - резкое деление мира на "чистый" и "нечистый", "хороший" и "пло-хой". Тоталитарная секта - "хорошая" и "чистая", все остальное - "плохое" и грязное". Группа единственная и исключительная, ее учение доступно только избранным.

4. Культ исповеди - требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожения гра-ниц личности и поддержания чувства вины. У человека не должно быть никаких тайн, никакого собственного пространства. Он должен быть полностью открыт группе, чувствуя неоплатный долг перед ней. Любой другой участник "школы" считает себя вправе спрашивать о самом сокровенном и получать полный ответ. "Грехи" объясняются "происками дьявольских сил", "недостаточным уровнем" или "недостаточной посвященностью".

5. "Святая наука" - объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информа-ция, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной. Тот, кто не знает инфор-мации школы, ущербный, обделен и не может практиковать "правильно", претендовать на полно-ценные знания. "Науки" школы более чем достаточно, чтобы объяснить все что угодно. Эта наука "секретна", ее корни уходят в глубь веков, огромного объема, ее не может вместить "простой смертный".

6. Нагруженный (культовым смыслом) язык - создание специального клишированного словаря внут-ригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления. Человек часто теряет способность полноценно общаться вне группы.

7. Доктрина выше личности - доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт. Любое внутреннее противоречие с доктриной - показатель "незрелости", внутренних недос-татков.

8. Распределение существования - члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные - нет, т.е. "цель оправдывает любые средства". Группа - "Богом избранный народ", остальные "идут к гибели".

Это методы контроля, чаще всего используемые, явно или скрыто. В некоторых группах может не быть некоторых методов, или могут быть свои методы воздействия.

Результат - личность, идеально вписывающаяся в шаблон культа. Сами шаблоны могут быть самыми разными, от совка до фашиста, от клуба вегетарианцев до любителей современных наркотиков или психо-техник.

Полезно различать влияние отдельной "харизматической" личности, которая умеет вызывать доверие и которая действительно обладает определенными способностями и умениями; и влияние слившейся в одно целое толпы, когда люди теряют индивидуальность и разум, даже не подозревая об этом. "Учитель" в воздействии на "ученика" отслеживает, чего он хочет достичь и что происходит. А толпа часто стано-вится бесконтрольным сгустком, которым управляют только подсознательные влечения и стремление группы к самосохранению. Лидер в таком случае становится лишь частью этой толпы, теряя всякий кон-троль над ситуацией, становясь заложником созданного им монстра. Известны печальные истории лиде-ров, которые невольно превратились в идолов своих групп, потеряв всякую связь с реальностью. Немно-гие люди проходят испытание "медными трубами", властью и поклонением им.

Большинство попавших в культовую группу задерживаются в ней только на короткое время. Получив какие-то знания и опыт в группе, они переходят к достижению своих новых целей. Другие "застревают" в группе в качестве "добровольных рабов". Бывает, что некоторые сохраняют контакт с группой, в то же время осознавая намеренное "порабощение" новичков. Культовая группа действительно может приносить пользу, особенно на начальных этапах. Но дело в том, что со временем начинает преобладать польза для группы, а не польза для личности.

Наглядный пример: вы летите на самолете в Париж. По просьбе пилота вы садитесь в кресло и при-стегиваете ремень. Если оказывается, что ремень расстегнуть нельзя, это уже подозрительно. Если вам начинают показывать виды Магадана, это странно. А если пилот заявляет, что он лучше вас знает куда вам лететь, это опасно. Если оказывается, что вы теперь всю жизнь будете лететь на ТУ-154 к Альфа Цен-тавре, есть повод задуматься.

Так что стоит помнить о том, для чего вы пришли в группу, проверять достижение этого и после дос-тижения перейти к достижению чего-то нового. Группа, как правило, с целью самосохранения создает бесконечную программу того, что нужно сделать. Но человек устроен так, что наибольший эффект дают первые секунды, часы, дни определенной практики. Открывается новое окно в мир. Затем упражнение становится автоматическим, отшлифовываются его детали, оно усваивается как привычка. Бывает полез-но полностью менять само направление практики, переходя в совершенно новую область, конечно сохра-няя и обогащая приобретенное до этого.

Анализируя опыт быстро и успешно прошедших через излишнюю вовлеченность в культы, можно вы-делить то, что помогло им сохранить свободные взгляды:

• большое количество источников информации, друзей и знакомых по изучаемой теме. Например, дос-туп к компьютерной сети Internet, изучение аналогичных групп, изучение критики данной группы.

• возможность читать материалы в оригинале, знание иностранных языков и хорошее образование. В том числе развитое логическое мышление, дающее возможность замечать очевидную несуразицу и противоречия.

• занятость во многих областях, вовлеченность в разнообразные виды деятельности.

• последовательность в переходе к следующему этапу развития, в переходе к следующей области. Чет-кие временные сроки участия и критерии достижения желаемой цели.

• как ни странно, активное позиция в культовой группе, ответственное отношение к участию в группе, самостоятельная инициатива. Из группы выходят те, для кого стали тесны ее узкие рамки, и кто спо-собен расширять свои взгляды.

Остановимся еще на вопросе безопасности вовлечения в культы.

По мнению психиатра профессора Кондратьева, несмотря на активную пропаганду тоталитарных сект, в секты уходят в основном два типа личностей, имеющих разную мотивацию: амбициозные, ищущие при-знания, авторитета, власти, и личности психастенического склада, с семейно-бытовыми проблемами, с невротическими расстройствами, одинокие, социально дезадаптированные, личностно незащищенные.

У личностей первого типа психических нарушений не наблюдалось. У личностей второго типа в ре-зультате психологической обработки в тоталитарных сектах легко развиваются такие новые психические качества, которые в Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) квалифици-рованы как "Расстройства зрелой личности" и перечислены в рубрике F60.7 "Зависимое расстройство лич-ности". В частности, это проявляется в несопротивляемости к культивируемым в секте приемам психоло-гической обработки и формирует факторы риска развития индуцированного психоза. Все большая потеря своего "Я", подчинение своей воли воле "учителя" делают этих лиц по существу не поддающимися попыт-кам их ресоциализации.

Что касается лиц, уже имевших психопатологические проявления к моменту вступления в секту, то развитие у них обострений исходной патологии (в первую очередь, шизофрении) наблюдалось во многих случаях.

Эти данные говорят о многом. По-видимому для безопасности практики существенно сохранение свя-зи между насущными потребностями и практикой. (Практикую не для того, чтобы практиковать, а для ре-шения реальной жизненной задачи). Практика должна быть способом удовлетворения реальных жизнен-ных потребностей. Зависимый от группы ходит в нее ради своей зависимости, увеличивая ее еще больше. Тот, кто взаимодействует с группой, участвует в ней осознанно для достижения конкретных целей. (Хожу в группу не для того, чтобы там потусоваться, а для того чтобы изменить в желаемом направлении себя и группу). В идеале группа исходит из сегодняшних потребностей своих участников.

Каковы ваши сегодняшние взгляды? Помните ли вы, как они возникли? Какие потребности привели вас к тому, чем вы занимаетесь? Удовлетворяете ли вы эти потребности? В чем ваша система взглядов помогает вам, и в чем ограничивает?

От ответов на эти вопросы зависит, будет ли человек развиваться в группе, или постепенно нивели-роваться как идеальный "винтик" отлаженного механизма. Зная эти ответы, можно с максимальной поль-зой использовать наработки любых групп, не увязая в их языке и не теряя индивидуальности. В этом и состоит здоровая исследовательская позиция человека, который с юмором и любопытством относится к жизни.

Дмитрий Ивахненко
Источник: http://orgrona.ru/
×

Обсуждения Что нужно знать о промывании мозгов

  • Очень хорошая статья на тему тоталитарных сект.
    По таким принципам действуют не только секты, на которые как известно обрушивают свой гнев официальные религии.
    Да и сами " большие братья" этим " грешат", то есть используют в своей пропагандистской работе.
     

По теме Что нужно знать о промывании мозгов

Что нужно знать про самооценку?

Вы когда-нибудь думали, как может измениться ваша жизнь, будь вы чуть смелее и...
Психология

Что нужно знать тем, кого недолюбили в детстве?

Венгерский психиатр Рене Шпиц в 40-х годах прошлого века наблюдал и сравнивал...
Психология

Что нужно знать о ПРОЩЕНИИ, если не можете простить кого-то

Я знаю каждую пословицу, каждый совет, каждое общепринятое мнение, потому что я...
Психология

Что родителям нужно обязательно знать о Мотивации детей

Уважаемые папы и мамы. Особенно мамы! Я учу детей и разговариваю с родителями...
Психология

Правило Первых 3 Минут, которое нужно знать всем родителям

Оказывается, есть такое важное правило в отношениях с детьми – правило «первых...
Психология

Промывание мозгов

"...Нас с детства приучали подчиняться чужой воле, выполнять обязанности...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
10 навыков которые жизненно необходимы