Невербальная коммуникация. Терапевтического взаимодействие

Терапевты используют этот навык в ходе терапевтического процесса, чтобы пациенты чувствовали себя в безопасности и были способны исследовать свои переживания. Невербальные проявления терапевта могут способствовать открытости пациента и исследованию важнейших измерений его проблемы, но могут также приводить к недоверию и уклонению от терапевтического взаимодействия.
Невербальная коммуникация. Терапевтического взаимодействие
Качество присутствия можно определить как степень невербального выражения вовлеченности терапевта в контакт с пациентом. Качество присутствия включает в себя как физическое, так и психологическое присутствие в их единстве. Конгруэнтность при этом крайне желательна, однако не стоит забывать, что установление контакта - это процесс, который требует времени и специальных усилий. В этом процессе произвольное, пусть и неконгруэнтное, выражение физического присутствия, позволяет настроиться на одну волну с пациентом и приводит к увеличению степени психологического контакта и аутентичности.

Таблица. Факторы, препятствующие качеству присутствия. Иган (1998)

1. Озабоченность (терапевта) чем-то
2. Осуждающая установка
3. Наличие предубеждений
4. Классификация или видение клиента исходя из определенного набора категорий

5. Сосредоточенность на фактах
6. Нудное перечисление сказанного клиентом
7. Одобрение
8. Прерывание

Невербальные проявления более спонтанны, чем вербальные, и их труднее контролировать. Иначе говоря, язык тела не только передает то, что мы хотим выразить, но и выдает то, что мы хотели бы скрыть. Через "язык тела", который мы используем бессознательно, более непосредственно и правдиво выражается человеческая личность: ее чувства, эмоции, потребности, отношения. Терапевту важно уметь "читать" как невербальное поведение пациента, так и собственные невербальные сигналы. Отслеживание невербальных сигналов в ходе беседы позволяет их исследовать и выявлять скрытое в них значение. Так, например, если по мере того, как пациент говорит, вы чувствуете возрастание скованности и напряжения в теле, вы может спросить себя: "Что вызвало мою тревогу? Какое невербальное послание я передаю сейчас пациенту?" Ваши скрытые сообщения могут быть очень важной информацией о ваших отношениях, поэтому поиск ответов на вопрос - "Что именно вы неосознанно сообщаете пациенту и почему это послание не может быть выражено вами открыто?" является важной составляющей профессиональной рефлексии. Чем раньше терапевт осознает собственную невербальную реакцию, тем больше у него времени для ее понимания и возможности для сохранения контроля над ней. Стремление понять причины вашей реакции позволяет в некоторой степени отстраниться от эмоции, а значит - и удержаться от её выражения. При обращении с внутренними реакциями терапевт сталкивается с противоречивыми требованиями: быть открытым к собственным чувствам и вместе с тем воздерживаться от их внешнего выражения. Это трудная, но заслуживающая усилий задача.

Невербальное поведение - это также способ прочитать то, как чувствует себя пациент в данный момент. Невербальные сообщения часто отличаются от словесных, и по совпадениям и расхождениям между ними можно догадаться о том, что происходит с пациентом в тот или иной момент. В невербальной коммуникации важные подсказки могут быть найдены быстрее, чем в словах, так как люди часто реагируют раньше, чем оказываются готовы или способны выразить словами свои чувства и мысли.

Через невербальные проявления человек может осознанно или неосознанно дополнять и модифицировать своё вербальное сообщение. Кнапп (Knapp, 1978) выделил 4 вида невербальных посланий, дополняющих или модифицирующих вербальную коммуникацию:

(1)Подтверждение и повторение. Невербальное поведение может подтверждать и повторять то, что было сказано словами. Например, если в ответ на выражение пациентом чувств, связанных с воспоминанием болезненной ситуации из прошлого, терапевт, медленно кивая головой, с сопереживающим выражением лица говорит: "Я понимаю, как тяжело вам было в тот момент", то он невербально подтверждает сообщение сочувствия и понимания.

(2)Отрицание или запутывание. Невербальное поведение может отрицать или запутывать вербальное сообщение. Если терапевт в ответ на обращённый к нему вопрос пациента "Кажется, я задел вас своей критикой?" дрожащим голосом отвечает, что он не расстроен, и при этом отводит взгляд, то его невербальное послание отрицает сказанное им. Примером запутывания можно считать ситуацию, когда человек говорит, что он злится на кого-то, но при этом улыбается. В таком случае невербальная реакция запутывает другого. Улыбка в данной ситуации может означать: "Я зол, но мне очень некомфортно говорить об этом".

(3)Усиление и акцентирование. Невербальное поведение может усиливать и акцентировать сказанное, то есть увеличивать интенсивность сказанного и придавать ему ту или иную эмоциональную окраску. Например, если в ходе беседы возникает идея обсудить проблему с женой, пациент может ответить: "Я не могу даже представить себе этого", закрывая при этом глаза руками. Или, например, если терапевт отказывает в совете пациенту, пытающемуся в очередной раз переложить ответственность на его плечи, и при этом пристально смотрит на него хмурым взглядом, то он даёт ему понять, что он решительно настроен и готов к противостоянию.

(4)Контроль и регуляция. Невербальные послания часто используются для регуляции процесса взаимодействия и контроля над поведением другого. Например, нахмуренные брови одного из участников беседы могут служить для говорящего сигналом о том, что его мысль не вполне понятна, что она нуждается в пояснении. И, наоборот, кивки терапевта свидетельствуют о последовательном понимании речи пациента. Тем самым осуществляется регуляция темпа рассказа.
×

По теме Невербальная коммуникация. Терапевтического взаимодействие

Невербальная коммуникация и язык жестов

Невербальную коммуникацию иногда еще называют «языком жестов», но этот термин не...
Психология

Невербальная коммуникация. Лицевая экспрессия

Лицо - это, пожалуй, наиболее важная сфера невербальной коммуникации, потому что...
Психология

Невербальная коммуникация. Дистанция

"Для каждого типа взаимодействия двух людей существует некая оптимальная...
Психология

Невербальная коммуникация. Паузы и молчание

С одной стороны, в результате этого может возникать впечатление, что слушатель...
Психология

Невербальная коммуникация. Жесты и позы

Позы отличаются от жестов тем, что они обозначаются всеми частями тела человека...
Психология

Невербальная коммуникация. Синхрония взаимодействия

Синхрония может проявляться как сходство движений, например, когда оба человека...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Быть спокойным - самое ценное качество
Маскировки, за которыми скрывается Просветлённость Ума