Человек и информационный шум... Что делать будем?

Ценность информации

Когда-то давно информация обладала ценностью. Любая информация - просто потому, что люди жили в своих маленьких мирках, и сообщение между ними было ограничено. Теперь ситуация в корне изменилась. Любой желающий при минимальных усилиях может найти информацию практически на любую тему.

Стала ли жизнь от этого легче? Вряд ли. Во-первых, слишком большое предложение порождает привередливость. Во-вторых, как бы человек ни пытался сравнивать и оценивать, поток информации силен настолько, что просто захлестывает. К сожалению, понимание того, что чрезмерно большой выбор не облегчает жизнь, а наоборот, заставляет людей тратить огромное количество времени на переваривание всей информации, приходит не сразу. У человека могут уйти годы жизни, прежде чем до него дойдет, что выбранное однажды направление поисков было не самым удачным.

Информация и интернет

Счастливы те, кто почти не смотрит телевизор и предпочитает Интернет. В этом есть своя здравая логика. Действительно, зачем воспринимать информацию, которую тебе подсовывают в готовом виде, если можно найти все, что хочешь, в бескрайней Сети? САМОМУ найти, в соответствии с собственными предпочтениями и вкусами.

Однако и здесь есть небольшая проблема. А если точнее - то БОЛЬШАЯ, и продолжающая расти как на дрожжах год от года. Да, один человек может искать качественную информацию по инвестированию денег, например, а другой - по эффективным техникам развития своих способностей. Несомненно, такая информация - доступная и качественная - в Интернете есть. Другой вопрос - как ее найти? Найти можно все что угодно, но каким образом проверить КАЧЕСТВО этой информации? Как не утонуть в океане информации, и каким образом точно определить, что вот "именно это" - то, что надо?

Вопросы не самые поверхностные, надо признать. Тем более, что "как на дрожжах год от года" - вовсе не заезженная метафора, а реальность, причем самая что ни на есть реальная. Количество информации в мире возрастает в геометрической прогрессии. Когда-то это была пологая линия. Сейчас она круто устремилась вверх. Информация удваивается каждую пару лет.

Конечно, основную роль в этом играет Всемирная Сеть и доступность дешевых средств производства и распространения информации. Например, если в до-сетевую эпоху "книга" - это звучало, можно сказать, гордо, то сейчас общая масса доступной литературы просто чудовищна. На ознакомление со ней потребовался бы десяток жизней. А может, и не один.

Рынок информации

Библиотеки заполнены книгами, которые никто не читает. Не потому, что все они плохие (в конце концов, жемчужины можно найти и в куче мусора). Не читают из-за того, что взгляд не доходит. "Побеждает" та книга, которая имеет наибольшую известность. Но разве известность - это объективная "гарантия качества"? Слишком часто бывает с точностью до наоборот.

Примерно то же самое наблюдается и на рынке информации в целом. Да-да, именно "рынке". Дело даже не в том, продается ли информация за деньги или доступна бесплатно. На сегодняшний день сама природа информационной среды такова, что вопрос уже просто в том, "кто кого перекричит". А это, уважаемые, - самый настоящий рынок. Привыкайте.

Теперь, даже если предположить, что чем громче крикун - тем качественнее его информация, проблема все равно остается. Ну есть крикуны. Но ведь и ИХ - много, даже самых крикливых. Как выбирать лучшего - не как крикуна, естественно, а как поставщика самой качественной информации?

Работа с информацией

Один из возможных вариантов напрашивается сам собой. Выбирать надо самому, а качество выбора будет зависеть от личного опыта. То есть - опыта работы с информацией. Можно даже сказать - эрудиции. Проблема в том, что эрудиция, как и любой опыт, требует практики. Для того, чтобы развить собственную эрудицию, надо "перелопатить" массу источников, и не только качественных. Низкопробный ширпотреб тоже нужен - иначе с чем сравнивать? Какие-то критерии все равно нужны. А тогда - количество времени, которое уйдет на развитие эрудиции, будет измеряться в лучшем случае ГОДАМИ. Вообще же на это могут уйти десятилетия. Качество же результата, как вы догадываетесь, никто не гарантирует - иначе любой человек "за сорок" был бы кладезем премудрости.

М-да, хотелось бы что-нибудь попроще и побыстрее. Некий интуитивно верный способ, дающий возможность быстро и достаточно качественно оценить любую информацию. Наверно, этому учат в каких-нибудь школах разведки. Только вот нам, простым смертным, такие методики пока недоступны. Не знаю как вы, а я что-то не встречал каких-либо пособий по развитию в себе такого ценного качества.

А ведь живем - в век Информации! Это не просто слова. Вспомните, какой на дворе год, и какое столетие. Информационная эра началась вовсе не в 2000-м году, а где-то в начале 90-х прошлого века. Интернет изначально разрабатывался американцами для военных целей, но именно тогда стал общедоступным. И НАЧАЛОСЬ...

А что есть?

Конечно, при оценке информации можно исходить из "здравого смысла". Использовать интуицию, опять-таки, и в каждом конкретном случае исходить из ситуации. Да, но так делают все, а качественными результатами могут похвастать немногие. А как насчет какой-нибудь "универсальной технологии", применимой в принципе к любой задаче?

Задумавшись над этим вопросом, я решил сделать ревизию того, что было известно по этой и родственным темам. Конечно, конкретной методики так нигде и не нашел. Но в общем выбирать было из чего - все-таки собственная увлеченность теориями информации и сложных систем не прошла даром. Правда, теория информации - это довольно сухая техническая дисциплина (вспомните кибернетику), а теории сложных систем больше озабочены вопросами общих предсказаний, чем конкретного анализа (слышали что-нибудь про "эффект бабочки" из теории хаоса?).

И тем не менее... Результат был. Во-всяком случае, сформировалась собственная технология работы с информацией, которая после шлифовки приобрела вполне солидный вид. Мой личный "универсальный ключ", которым я горжусь. Если интересно - заходите сюда: , там подробнее... Однако, продолжим.

Итак, мы имеем дело с информационной перегрузкой. Как вы думаете, а возможно ли "отравление" информацией? Естественно. Целиком "уйти" в Интернет на несколько часов - проще простого, и речь идет именно о "лазании в Сети", а не онлайн-игромании, например. Такова природа информации: насытиться сложно. Да, вот только приводить себя "назад в реальность" тоже нелегко. И как насчет долгосрочных побочных эффектов? Все-таки объем информации, которую мозг может переварить, имеет свои пределы. Да и вообще, качество было всегда превыше количества...

Информационный шум

Ситуацию, в которой мы сейчас находимся, можно охарактеризовать как "засилье информационного шума". Это - на техническом языке. На "гуманитарном" же уровне - уровне культуры - это называется "пост-модерн". То есть: возможность массового выхода на "информационную поверхность" большого количества людей, выставляющих на обзор плоды своих интеллектуальных трудов. Каждый из который, естественно, считает себя умным, адекватным и достойным внимания - в полном соответствии с философией постмодерна.

Проблема только в том, что основная масса остальных в этом не настолько уверена. И, в принципе, правильно делает: количество дискредитрует качество. Получается что-то вроде непреднамеренного "спама". Например, когда вводишь в поисковую систему набор ключевых слов, а та выдает безразмерный перечень страниц, большинство которых имеет слабое отношение к сути запроса. А большинство остальных - хоть и соответствует, но вот качество подкачало.

Другой пример: ищешь какую-нибудь технологию развития личности (популярная сейчас самоактуализация), видишь рекламу, читаешь отзывы, покупаешь книжку... И находишь там старое-доброе-заезженное. Вот это и есть информационный шум - когда большинство тематических источников предлагают однородную информацию, всего лишь поданную "под другим соусом". И это - в лучшем случае...

И так везде. В свое время я занимался техническим анализом (это с помощью которого играют на Форексе), но через пару лет от него отказался, по объективным причинам (хотя теханализ сам по себе - вещь неплохая). Знания же никуда не делись, и временами, натыкаясь на рекламки новых "супер-стратегий" заработка на валютном рынке, ловишь себя на мысли, что ничто не меняется... только КОЛИЧЕСТВО его растет.

Итоги

Что делать? Это, в конечном итоге, каждый решает для себя. Я своей методикой доволен, да и в собственном сетевом проекте стараюсь предоставлять только качественную информацию. Но, наверно, каждый должен пройти через определенное ее количество, для того чтобы научиться выделять КАЧЕСТВО и отфильтровывать информационный шум.

Так что... Работать надо над собой, уважаемые. Работать, а качество приложится.
×

По теме Человек и информационный шум... Что делать будем?

Что такое информационный вирус и кому он выгоден?

Наиболее простым способом распространения инфовирусов сознания являются...
Психология

Как до конца поверить в то,что вместе больше не будем?

Наша история длилась чуть больше 3-х лет. Безумная любовь, взаимная. От слез в...
Психология

Опыт смерти. Шум

Во многих сообщениях упоминается о разного рода слуховых ощущениях в момент...
Психология

Будем богатыми

Владение земными благами развивает человека и земную цивилизацию, поэтому деньги...
Психология

Мой молодой человек любит дармовые деньги.Что с этим делать?

Один раз он сводил меня в кафе, много чего заказал, взял с меня деньги, добавил...
Психология

Что делать, если человек бесит? 10 советов

Порой кажется, что кровь вскипает, когда мы встречаемся и общаемся с людьми...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Быть спокойным - самое ценное качество