Способности детей

Никто из Вас, дорогие читатели, конечно же, не станет отрицать очевидную истину, что качество знания может быть разным. О способностях ребёнка судят по лёгкости овладения новым материалом, по использованию уже приобретённых знаний в новых условиях, по умению самостоятельно решать задачи.
Способности детей
Значит, качество знаний зависит от особенностей той деятельности, в которой они используются, и от того, насколько объёмно включаются эти знания в разные виды деятельности.

Спросите у ребёнка: «Зачем ты учишься?». Первоклассник может ответить Вам: «Потому что так хотят папа и мама», или «Потому что мне нравится», но дети постарше разъяснят, что учатся для того, чтобы приобрести знания. А вот знания-то и могут быть разными: можно выучить формулу и не уметь её применять, можно знать правило, но путаться в его использовании, можно вызубрить определение понятия, но не отличать объекты, к нему относящиеся.

Вы, наверняка, знаете, дорогие читатели, что почти у каждой способности есть свой наиболее благоприятный возраст. Способности, например, связанные с усвоением иностранного языка, лучше всего формируются до семи лет, то есть устная речь легко может усваиваться ребёнком в детском саду. Для этого же возраста характерно развитие общих способностей в игровой деятельности. Игра в этом возрасте очень серьёзное занятие – именно в ней малыш развивается и готовится к учебной деятельности.

В дошкольном возрасте можно успешно формировать способности и в начальной математике, но не с механического запоминания счёта («Посчитай, дружочек, свои пальчики, прибавляя по одному»), а с понятий числа, меры, величины, уровня, трансформации контуров геометрических фигур. Ни для кого в наше время не секрет, что высоким уровнем способностей обладают в основном дети, которым уделялось много внимания и проводилось обучение по специальным методикам до поступления в школу. Важное значение для развития способностей имеют условия, в которых они формируются, а также знание, для какого возраста существует преобладающая деятельность.

Воспитатели детского сада зачастую наделяют детей такими характеристиками, как «сообразительный», «рассудительный», «тугодум», отражающими, как правило, не их способности, а общее развитие психологических функций, речи, активности, проявляющееся до пяти лет. Преподаватели, занимающиеся целенаправленным развитием способностей школьников, быстро убеждаются, что почти все дети, не имеющие медицинской патологии, обладают разнообразными потенциальными способностями и надо только развивать их в различном творчестве, интересном детям.

Для успешного развития способностей детей имеет значение, кто с ними занимается, знание взрослыми воспитателями способов решения теоретических и практических задач. Эти способы обобщаются, становясь звеньями способностей. В школьной практике различают два понятия: обученность и обучаемость. Обученность – это определённый уровень знаний о различных событиях. Обучаемость же представляет свойство личности ребёнка, которое характеризуется, как умелость. Формируется умелость в процессе обучения на базе природных предпосылок, образуется в результате обобщения различных умений и характеризуется такими свойствами, как острота восприятия, память, подвижность деятельности и так далее.

Знаете ли Вы, дорогие читатели, что вследствие невнимания учителей к формированию обучаемости может возникнуть парадоксальное явление, когда при дальнейшем нарастании знаний, навыков, умений может происходить относительное замедление роста способностей детей и их умственных сил, особенно в части обобщения и применения знаний на практике. Очень важно побуждать детей к самостоятельной деятельности, учить их самостоятельно решать различные вопросы. И делать это нужно не только в школе, но и дома.

Общепризнанно, что способности формируются в деятельности, именно в ней ребёнок познаёт себя, собственные возможности, приспосабливает свои силы к её требованиям, формирует в себе недостающие свойства. Поэтому деятельность можно рассматривать, как источник, фактор формирования и развития способностей. Ребёнок путём проб открывает новые варианты, вырабатывает характерную для него умелость, в которой суммируются исторический и личный опыт.

Не обольщайтесь насчёт особой одарённости и обучения по специальным программам. Если у ребёнка не будет увлечённости и творческого подхода к выполнению заданий, если учитель не умеет применять развивающие методы обучения и не только из-за уровня педагогической подготовки, но и из-за личностных особенностей, то завышенная самооценка может обогнать действительное развитие и возникнет конфликт между уровнем притязаний и реальными успехами. Любое временное снижение интеллектуальных функций может восприниматься, как утрата одарённости и вызывать тревожность.

Способности человека делят на общие и специальные, и разница между ними состоит в том, что специальные связаны с конкретными специфическими областями. Общие способности помогают человеку в любой области. Вот эти способности и надо развивать всеобъемлюще и основательно. К ним относятся способности организационного, поискового характера, способность к логическому мышлению и так далее.

Если вместо рассуждений используется только память, то дети не усваивают понятие числа, не различают свойств объёма и уровня. При подготовке детей к изучению языка и письма родители стараются научить детей как можно скорее различать буквы и писать отдельные слова, не научив их звуковому анализу слов, а ведь он является основой и чтения, и грамотного письма. Важно не забывать, что неправильное начало в обучении может мешать развитию способностей.

Можно указать некоторые условия для успешного формирования способностей у детей.

Первое – знание возможностей ребёнка в различных предметах обучения, определение уровня развития его общих и специальных способностей, соотношения обученности и обучаемости,

Второе – сочетание обучения с развитием практических способностей: технических, педагогических, организаторских и других,

Третье – воспитание активных черт: самостоятельности, инициативности, организованности, настойчивости, трудолюбия, критичности.

Не забывайте, дорогие читатели, что способности могут развиваться неравномерно, и нередко временный застой сменяется ускоренным развитием. Берегите себя и своих детей, помогайте развивать их одарённость.
×

По теме Способности детей

Врожденные способности детей

Практически всех интересует этот вопрос. Родители думают, что дети обязательно...
Психология

Умственные способности у детей

Часто утверждают, что характер ребенка и умственные способности формируются уже...
Психология

Советы о том, как не заглушить творческие способности детей

Абсолютно все дети от природы обладают творческими способностями. Можно их или...
Психология

Музыкальные способности

Музыкальная подпитка. Давайте предположим, что мы наблюдаем, как «нарастает...
Психология

Способности и одаренность

При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить...
Психология

Математические способности

Хотя математические способности и не были предметом специального рассмотрения в...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
10 навыков которые жизненно необходимы