Большее значение, чем сами факты, имеет то, как мы их воспринимаем. Это как в еде - мы питаемся не тем, что съедаем, а тем, что усвоил наш организм. Оказывается, факты воспринимаются, “перевариваются” нами в значительной степени в зависимости от того, в каком обрамлении они попадают в поле нашего внимания.
В числе таких “обрамляющих” обстоятельств можно выделить успех, достигнутый человеком в какой-то конкретной деятельности. Как считают окружающие: способен ли такой человек достичь большего или меньшего в других областях деятельности?
Отвечая на этот вопрос, важно разделить два обстоятельства: реальную способность (на большее или меньшее) и то, что считают по этому поводу окружающие. Многочисленные факты показывают, что успех в одной деятельности может нисколько не влиять на успех в другой. Есть множество примеров, когда люди, блестяще делающие свое дело, во всем остальном оказываются беспомощными.
Тем не менее имеет место так называемый
Эффект ореола:
Человека, добившегося больших успехов в какой-то частной области, окружающие считают способным на большее и в других областях.
Многочисленные факты показывают, что должных оснований для этого эффекта нет, что он основан на заблуждениях.
В краткосрочном плане эффект ореола действует, хотя не на всех и в неодинаковой степени. Именно личные впечатления от краткосрочных результатов и являются почвой для возникновения эффекта ореола. Кстати, исследованиями установлено, что у человека, испытывающего удовлетворение, несколько улучшается острота зрения, слуха, осязания.
По-разному люди реагируют на неудачу. Слабого она деморализует. Сильного - мобилизует. Например, Черчиллю принадлежат слова: “Успех - это переход от одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом”. Выдающийся изобретатель Эдисон говорил: “Каждая неудачная попытка — это еще и шаг вперед”.
Многие известные личности высказывались и в том плане, что поражение гораздо полезнее победы. Ибо победа расслабляет, а поражение заставляет действовать, искать.
Но это справедливо для сильных личностей (потому они и сильные, что неудача их не ломает). А в сознании большинства действует
Эффект неудачника:
Человека, потерпевшего неудачу, окружающие преимущественно считают способным на меньшее и в других делах.
Психологической основой является факт краткосрочного угнетающего действия неудачи.
Известно высказывание: “Женщины не любят неудачников”. На самом деле их не любит никто, просто женщины в силу большей коммуникабельности охотно делятся своими мыслями, в том числе - и этой.
Указанные эффекты работают и в бизнесе. Фирмы, деловые люди охотно говорят о своих успехах и скрывают неудачи — особенно плохое финансовое положение.
В странах, где давно связали успех нации с бизнесом, выработались стандарты поведения, нацеленные на деловой успех. Например, американец на вопрос “Как дела?” ответит только бодрым “О’кей” и никогда не станет плакаться о своих неудачах.
Известен следующий
Эффект порядка (1):
При поступлении противоречивой информации (проверить которую не можем) мы склонны отдавать предпочтение той, что поступила первой.
Мы не любим менять свое мнение. Изменить мнение очень трудно. Особенно это заметно в разговоре с начальником: уж если тот принял решение, то возвращаться к нему больше не хочет. На самом деле мы все такие, просто руководитель может позволить себе стоять на своем, а подчиненный — не всегда. Поэтому опытные управленцы в случае соперничества стараются донести до руководства свою точку зрения раньше других сотрудников.
Иное положение, когда рассматриваются непротиворечивые сообщения, не требующие изменения мнения.
Эффект порядка (2):
При поступлении непротиворечивой информации мы отдаем предпочтение той, что поступила последней.
Последняя информация рассматривается при этом как уточняющая.
Приятный нам человек вызывает у нас положительные эмоции. А потребность в положительных эмоциях — одна из важнейших потребностей человека. Поэтому человека, удовлетворяющего эту нашу потребность, мы оберегаем в “его приятности”, не допуская плохих мыслей о нем. Более того, для усиления собственных положительных эмоций мы наделяем этого человека всевозможными достоинствами.
Эффект проекции:
Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать достоинства, а неприятному — недостатки.
Отвечая на этот вопрос, важно разделить два обстоятельства: реальную способность (на большее или меньшее) и то, что считают по этому поводу окружающие. Многочисленные факты показывают, что успех в одной деятельности может нисколько не влиять на успех в другой. Есть множество примеров, когда люди, блестяще делающие свое дело, во всем остальном оказываются беспомощными.
Тем не менее имеет место так называемый
Эффект ореола:
Человека, добившегося больших успехов в какой-то частной области, окружающие считают способным на большее и в других областях.
Многочисленные факты показывают, что должных оснований для этого эффекта нет, что он основан на заблуждениях.
В краткосрочном плане эффект ореола действует, хотя не на всех и в неодинаковой степени. Именно личные впечатления от краткосрочных результатов и являются почвой для возникновения эффекта ореола. Кстати, исследованиями установлено, что у человека, испытывающего удовлетворение, несколько улучшается острота зрения, слуха, осязания.
По-разному люди реагируют на неудачу. Слабого она деморализует. Сильного - мобилизует. Например, Черчиллю принадлежат слова: “Успех - это переход от одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом”. Выдающийся изобретатель Эдисон говорил: “Каждая неудачная попытка — это еще и шаг вперед”.
Многие известные личности высказывались и в том плане, что поражение гораздо полезнее победы. Ибо победа расслабляет, а поражение заставляет действовать, искать.
Но это справедливо для сильных личностей (потому они и сильные, что неудача их не ломает). А в сознании большинства действует
Эффект неудачника:
Человека, потерпевшего неудачу, окружающие преимущественно считают способным на меньшее и в других делах.
Психологической основой является факт краткосрочного угнетающего действия неудачи.
Известно высказывание: “Женщины не любят неудачников”. На самом деле их не любит никто, просто женщины в силу большей коммуникабельности охотно делятся своими мыслями, в том числе - и этой.
Указанные эффекты работают и в бизнесе. Фирмы, деловые люди охотно говорят о своих успехах и скрывают неудачи — особенно плохое финансовое положение.
В странах, где давно связали успех нации с бизнесом, выработались стандарты поведения, нацеленные на деловой успех. Например, американец на вопрос “Как дела?” ответит только бодрым “О’кей” и никогда не станет плакаться о своих неудачах.
Известен следующий
Эффект порядка (1):
При поступлении противоречивой информации (проверить которую не можем) мы склонны отдавать предпочтение той, что поступила первой.
Мы не любим менять свое мнение. Изменить мнение очень трудно. Особенно это заметно в разговоре с начальником: уж если тот принял решение, то возвращаться к нему больше не хочет. На самом деле мы все такие, просто руководитель может позволить себе стоять на своем, а подчиненный — не всегда. Поэтому опытные управленцы в случае соперничества стараются донести до руководства свою точку зрения раньше других сотрудников.
Иное положение, когда рассматриваются непротиворечивые сообщения, не требующие изменения мнения.
Эффект порядка (2):
При поступлении непротиворечивой информации мы отдаем предпочтение той, что поступила последней.
Последняя информация рассматривается при этом как уточняющая.
Приятный нам человек вызывает у нас положительные эмоции. А потребность в положительных эмоциях — одна из важнейших потребностей человека. Поэтому человека, удовлетворяющего эту нашу потребность, мы оберегаем в “его приятности”, не допуская плохих мыслей о нем. Более того, для усиления собственных положительных эмоций мы наделяем этого человека всевозможными достоинствами.
Эффект проекции:
Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать достоинства, а неприятному — недостатки.
Обсуждения Эффекты восприятия