Кризис проф деятельности: игра, творчество, саморазвитие

В детстве все мы играли в профессии. Нам было интересно играть в доктора, военного, повара, дворника и врача, программиста, ученого и даже директора. Мы помогали маме накрывать на стол, шкурили с дедушкой деревянный брус или ловили рыбу.
Кризис проф деятельности: игра, творчество, саморазвитие
В детстве это было увлекательно. У нас появлялись новые возможности, и другие дети тянулись к нам.

Конечно, нам нравилось играть только те роли, которые мы сами выбирали и нравилось когда другие дети признавали в нас того или иного профессионала. Какие-то роли нам удавались легко и другие дети хотели играть с нами, а какие-то нет, и мы ощущали нехватку внимания, а иногда даже расстраивались, начинали конфликтовать, когда с нами не хотели играть.

Играть в профессии! – Звучит свежо и по детски наивно))

Но, почему, то, что было так легко в детстве, во взрослой жизни утрачивается, почему мы редко встречаем счастье в глазах взрослых людей профессионалов? Почему игра превратилась в работу? И как можно вернуть блеск в глазах, игру в то, что нам на самом деле нравилось?

Конечно, не всегда во взрослой жизни мы выбираем профессию по душе, однако, в таком случае выход хоть и сложен, но очевиден. А, если все-таки человек сам выбирал свою деятельность, если нас изначально «перло», «глаза горели», но со временем огонь угас, что тогда делать?

Действительно, надевая на себя роль профессионала, человеку нравится не сама роль, а те состояния, которая она несет. Каждая профессия является своеобразной средой для развития и дает возможности для формирования новых личностных качеств, поведенческих навыков, достижения мастерства.

Профессия - это пространство, где человек раскрывает свои потенции, и до тех пор пока мы находим новые грани, пока нам интересно играть и общаться в рамках профессиональных ролей с другими людьми – игра будет продолжаться.

Игра всегда связана с творчеством, с поиском новых поведенческих форм, новых закономерностей, поиском более эффективных путей, более гармоничных состояний.

Первым симптомом, говорящем об остановке в развитии, является появление ощущения рутинности. Станет ли ребенок играть в игру, которая ему наскучила? Ответ очевиден. Другой вопрос, почему она ему наскучила, действительно ли он стал мастером этой игры и хочется чего-то нового или же что-то случилось в процессе, что-то, что отталкивает: обида, претензия, ощущение отгороженности и т.п.?

Если вы переросли свои роли, то вы сохраняете целостное чувственно-эмоциональное состояние, разговаривая со своими коллегами, они вас уважают и считают Топ профессионалом. Вы достигли социального признания и получаете финансовый максимум, или, по крайней мере, чувствуете благодарность миру за тот участок своего пути, который вы прошли, и при этом вас тянет еще куда-то.

Однако если вы чувствуете раздражение или холодность к своим коллегам, чувство тревожности, гнетущее чувство невыполненных обязательств, сильное сопротивление или нежелание идти на роботу, агрессию и другие проявления защитных механизмов психики, то тут в пору говорить о «духовном кризисе».

Причиной такого кризиса является, прежде всего, не понимание законов своей профессии, в результате нарушения которых возникли разногласия, конфликты или претензии как от сотрудников, начальства, так и от клиентов.

Действительно, если вспомнить, что каждая профессия это пространство, где мы учимся взаимодействовать с миром, то легко заметить в какой из моментов мы перестали учиться. Отказались принять и услышать наших учителей, решили, что мы все уже умеем и, как правило, именно с этого момента, все и началось: конфликты, претензии, ощущение невостребованности, ненужности, рутина и другие вестники кризиса.

И ответ на вопросы: как же вернуть игру в профессию? как опять восстановить яркость переживаний? - лежит на поверхности.

Нужно, начать учиться!

И посмотреть на всех людей, с которыми в рамках нашей профессиональной деятельности возникли межличностные трения или конфликты как на учителей, которые таким образом пытаются нам что-то подсказать, кстати, что-то, что имеет непосредственное отношение к нам, нашей профессии, нам как личности.

Обучение в профессии не сводимо просто к получению новой профессиональной информации, а тем более к заучиванию новых технических навыков. Уделом Топ профессионалов всегда является творчество, поиск новых средств, форм, методов, принципов своей профессиональной деятельности. Став настоящим мастером, человек начинает творить, освобождается от условностей, необходимых в процессе обучения. Он научается учиться, уже не копируя, как ребенок, других, а сам становится носителем и творцом своей профессии.

Пока мы растем, наша игра в профессию – это постоянное обучение, творчество, постоянный выход за пределы себя, своих знаний и умений, готовность подстроиться, измениться так, чтобы было максимально похоже на эталон профессионализма. Игра и обучение, в этом смысле, неразрывны.)

Кстати, творчество - важнейшая составляющая деятельности здорового человека, и каждая профессия буть-то дворник или же руководитель, дает возможности для творчества.

Теперь поговорим немого об HR специалистах.
HR – профессия необычная)), суть ее лежит в умении собрать и скоординировать людей в нужный момент в нужное время, чтобы игроки образовали слаженную команду и взаимно дополняли друг друга.

Действительно, многим людям сложно сразу понять, чего от них ожидает команда, заранее предвидеть свое будущее рабочее место, сотрудников, круг обязанностей и соотнести это все со своими желаниями и возможностями. И на каждом этапе, будь то подбор персонала, адаптация или обучение, и даже увольнение сотрудников, HR, как хороший стратег, должен поддерживать целостность команды, отбирая наиболее подходящих игроков, продумывая долговременную стратегию их развития. Даже задавая правильные вопросы при увольнении, чтобы человек смог осмыслить, почему с ним не захотели играть))

HR – это ведь тоже профессия и играть в HR очень увлекательно. Это непрерывное общение с людьми в контексте командной игры. И тут требуются не только маркетинговые, но и психологические знания, что раскрывает огромные возможности для саморазвития: умение чувствовать нераскрытый профессиональный потенциал человека, силу его потребностей, понимать его желания, цели, мировоззрение, ценности и т.д.

И как и в любой профессии у HR-ов есть свои кризисы, тупики.

Например, частое недопонимание со стороны других Топ менеджеров или же хозяев бизнеса. Или же, попытка формализовать свою работу, что приводит к ее шаблонизации и потере реального ощущения команды. Или же слишком сильное желание стать для всех подопечных "Мамочкой", что неминуемо ведет к формированию и усилению сценарных эмоциональных связей в коллективе, и, как следствие, понижению эффективности в связи с неадекватностью восприятия ситуации самим HR-ом.

Существуют и другие проблемы, менее заметные, связанные с кризисом профессионалов сферы HR. Например, проблема неэмпатичности и попытка управлять всеми сотрудниками по принципу "это им точно понравится", а по сути, проецируя свое видение мира на людей, что уж говорить про агрессию на сотрудников или же нежелание что-то менять в системе управления. Низкая HR инициативность, впрочем, как и слишком высокая, но без серьезных обоснований и продумывания последствий, основная причина претензий к HR со стороны СЕО.

Творчество - поиск принципиально новых форм поведения, принципов, и для HR-а играющего нет ничего более замечательного, чем творческий поиск новых форм работы с людьми. И пока этот поиск идет - HR развивается, ему интересны люди и то, что он делает. Он подрывается утром на работу, а уходя креативит и размышляет о ситуациях в компании, о людях, отношениях, представлениях о счастье, ценностях, культуре, ищет формы снятия напряжений, разрабатывает новые HR стратегии.

Если же вы HR, но люди вам осточертели, и это уже давно, то пришла пора задуматься о собственном «духовном кризисе».

Творчество всегда неразрывно с развитием, а ощущение счастья, так или иначе, связано с движением по собственному Пути. Как приятно наблюдать человека, занятого своим делом: программист - пишет код, бухгалтер разбирается с цифрами, а HR - познает принципы управления людьми))). Дети играют в игры, и чем дольше игра остается игрой, тем больше в ней творчества и тем счастливее дети.

© Борис Пахоль - 2014
×

По теме Кризис проф деятельности: игра, творчество, саморазвитие

Саморазвитие и психология

Для того чтобы человек мог функционировать, ему необходимо правильно...
Психология

Принципы психической деятельности

Принцип удовольствия и избегание неудовольствия Принцип удовольствия...
Психология

Индивидуальный стиль деятельности

Наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля можно...
Психология

Психологическая теория деятельности. Часть 1

Психологическая теория деятельности была создана в советской психологии и...
Психология

Психологическая теория деятельности. Часть 2

Начиная анализ строения деятельности с уровня действий, мы исходили из допущения...
Психология

Психологическая теория деятельности. Часть 3

Рассмотрим проблему соотношения мотивов и сознания. Мотивы порождают действия, т...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Быть спокойным - самое ценное качество