XyZ

Комната. Зима. Вечер.
У окна - молодой человек.
Смотрит. Как мягко светит
Фонарь. И как серебрится снег.
Вдохновенно: "Был вечер чудный...".
Посильней подбирает слова.
Восхищаясь обыденным в будни,
Пусть и в самый канун рождества.
Вдруг звонок. Телефон. Отвечает.
То давнишний студенческий друг.
Волшебство за окном исчезает...
В темноте только матовый круг…
"О, привет! Как живешь?" - "Да, не очень.
Позвоночник. Кровать. Скукота..."
(Так небрежно - пустяк, между прочим).
"Вот звоню, разузнать: как дела?" -
"Как дела... Погоди. Не об этом:
Что случилось? Когда? Что врачи?"
Беспокойство, расспросы, советы,
Ободренье да поиск причин.
Как обычно. А значит, пропустим.
Да к тому же, и друг - молодец -
От привычной заботы и грусти
Перевел разговор, наконец.
И вот слышим: "Да так, понемногу.
Защитился. Теперь к. т. н.
Поспокойнее стало и только:
Есть работа, но нет перемен". -
"А по мне, так одни перемены:
Защитился, уже кандидат.
Развиваешь научную тему
И ты - доктор! Чего ты не рад?" -
"Надоело, что пашешь и пашешь,
И глядишь, будто конь из-за шор,
На другие пути". - "Ну, ты скажешь!
Нужен отпуск? Устал? Перебор?
Будет лето - и в жаркие страны!" -
"Я совсем не о том". - "А о чем?" -
"Человек как бриллиант - многогранен". -
"Как стакан. С виноградным вином.
Забродило вино?" - "Забродило...
Я о планах тебе расскажу.
Тут на днях приобрел пианино.
К репетитору в школу хожу.
Изучаю гармонию звуков.
Как волну дополняет волна...
Пусть пока непослушные руки,
Не волнуюсь: восполню года!

Увлеченность, покой, предвкушенье -
Безмятежность мечты. А в ответ:
"Не женился еще?" Раздраженье.
И с досадою тихое "нет".

"Что же так? Уж пора бы решиться:
Время, знаешь, бежит и не ждет!" -
"Да, но в спешке легко ошибиться,
Ведь тогда - не любовь, а расчет".
"Романтично. Я помню, в ту пору
Ты влюбленный был в..." - "...в N?" - "Да". -
"Она в Красноярске - уехала вскоре...
Защитила диплом - и туда...
Всё стремилась стать кем-то, стать лучше.
Всюду в центре и с кучей идей.
Энергичной, ей было здесь душно.
Я, признаюсь, скучаю по ней..." -
"Не скучай, а скажи, любопытно,
С кем сейчас ты? Ведь есть же "Она"?" -
"Есть, конечно, - отвечу открыто.
И красива, и..." - "...и чем не жена?" -
"Ты опять за свое. Понимаешь,
С М мы вместе, но это не то...
Не любовь... Ведь любя ощущаешь,
Что сознаньем ты с ней на все "сто"". -
"Ты о… верности?" - "Нет, не об этом.
Нет, об этом - о верности к N!
К её личности, образу, свету…
Моей памяти призрачный плен…" -
"Что за глупость. Прости, не сдержался.
Но надежды, что сон на яву.
Ты с любовью своей затерялся
В N давно позабытом году!" -
"Может быть. Я не спорю... А может.
Быть лишь здесь и сейчас. Как банкир.
Ровно, что умереть. И дороже.
Мир волнений. Чем правильный мир".

Непреклонность. Неловкость. Молчанье.
Нежелание ссоры. И друг,
Чтоб спасти разговор к окончанью
Выбрал тему попроще - досуг.

И ему: "...Сочиняю стихи. (Смейся, смейся.)
С детства самого их сочинял!
Нет, серьезно... Но в первом семестре,
За учебой забросил. И стал
Покоряться карьерному росту...
Слава Богу, сейчас перерыв!
Снова стало свободно и просто
На душе. И душевный порыв
Мой украшен "Серебряным веком",
Направляющим пробы пера.
Может, стану великим поэтом…
Прочитать тебе что-нибудь, а?.." -
"Нет, не стоит. Я верю, ты лучший.
Сыт стихами со школы еще.
Пушкин, Лермонтов... Лучше послушать
Про Федота-стрельца. Я не то,
Чтобы против, напротив,
Я и сам к дню рожденья горазд
Срифмовать. Или, вечер угробив,
Но не сдавшись таки, пожелать
Добрых снов в смс поэтично,
С целью сделать приятное ей.
Вот такие стихи на "отлично".
И полезнее, и веселей".

Откровенность, укол - отчужденность.
В результате: на спад - о пустом
Дольше паузы, будто бы сонность.
И: "Пока. С рождеством". - "С рождеством".



II (acme)
Полдень. Весна.
Только-только без снега.
Пасмурно, тягостно за окном.
Взгляд его - нервный, невдумчивый, беглый -
Замирает и падает на газон.
Рыжей травы, неживой и пожухлой,
Вторящей ветру, как шерсть
Падали.
Тоже взлохмачена клочьями грубо
И
Обнажает на свет
Шкуру,
Холодную грязную землю.
Черную, грязную...
Черная грязь под стволами деревьев
Серых и черных…
Вспомнил.
В лесу он стоял пораженный
В поисках:
Почек, ростков -
Проявленья весною
Жизни
Из плена зимы.
Но, увы, пред собою
Видел картину, что против была
Романтичных его представлений...
"Звоном щита"?*
Отогнать,
Отогнать
Поскорее…
Звонко звонок телефонный раздался внезапно.
Снова студенческий друг, что давно не звонил.
Радостно в трубке - остроты, вопросы. С азартом
Все интересно ему. Разговор - эликсир.
Разговор о рутине. Во всем - безысходность.
Отупленье потоком потерянных дней.
Невозможность увидеть свободы возможность.
И призывная пыль пианинных костей.
Документы для вуза, статьи для науки.
Конференция, правда, была в "Новосиб".
Театр: опера, пьесы - как выход из круга.
Но вернулся на круг - и душою осип...

Рыжей травы, что когда-то мальчишкой
Жег и смотрел, как огонь...
И огонь
Был у него.
Поглощающий книжек
Тайны-страницы.
Но тайны и искра -
Все потускнело.
Их время ушло.
Время пришло,
Когда "должен" и "должность"
Им управляют.
Дозируют воздух
И умертвляют.
И умертвляют
Его...
Друг удивленно напомнил ему к размышленью:
Статус, стабильность и, пусть небольшой, но доход.
Довод резонный…
Разумно…
Борясь с противленьем -
Грузным -
Эмоций, -
С ним согласился:
И сам
Понимал
Наперед.
Пауза.
Грустно:
Задержка у М.
Перспективы.
Странно и страшно: ребенок.
Пусть свой, но чужой.
Выбор несложный: жениться,
Но можно - к разрыву:
Резко и честно.
И четверть на то
Откупной.
Откупной. Откупиться. Отбросить оковы.
Сохранить за собой сокровенное "да",
Чтоб однажды решиться, и снова, и снова
Добиваться, добиться - и с N навсег-Да-
-леко. Далеко... Далеко и туманно.
Вместо нежности скрежет нависшей беды.
Обязательство свадьбы. Так чуждо, так рано,
И так ранит и режет - кромсает мечты.
Не мечтал. Не о ней. Не мечтал и не думал.
Не ценил и цинично. Не звал, не любил.
На доступность и верность, был трезв и доступен.
Так как N до сих пор не забыл, не забыл...
Вспомнил,
В лесу он стоял пораженный,
Землю застав без прикрас.
И сейчас
Будто был там.
Как и там окруженный
Грубым и резким.
Без цвета и блеска
Мир перед ним
Был пустым.
И таким
Будет и впредь -
Неприглядный и пресный,
Мир без стремлений
(Ростков),
Без чудес,
Без восхищенья,
Восторга
И без
Прежней надежды...
Поникший, полегший
Мир перед ним
Был чужим.
И таким...
Друг жизнерадостно три аргумента представил пред другом:
Веру в их брак (ведь он сам говорил, что она...),
Плюсы семьи (для сравненья, уют у подруги),
Ценность рожденья ребенка (как цель бытия).
С грустью, с иронией -
Обще, логично, но в корне...
Новый набросок, чтоб как-то поднять настроенье.
В будущем в будни уставшим вернувшись домой,
Но отдохнув в добродушном домашнем общеньи,
Будет легко и тепло сочинять под луной.
Скупо, устало: стихи - недоступные выси.
В лекциях Питера (с трекера) - Элиот, Джойс.
Их глубина и глобальность заложенных мыслей
Сделали глупыми строки и жалким настрой…

Хватит. (Решительно, твердо.) И другу с тревогой:
"Как… у тебя-то здоровье? Как жизнь, расскажи?" -
"Также... Массаж вот... Ворочают. Ходят.
Скоро к хирургу - в больницу должны положить".

III (lysis)
Дверь отворил из подъезда на улицу. В лето.
Утренний воздух навстречу нахлынул, взбодрил.
Свежий, движеньем напомнил порывистый ветер,
Легким касаньем о детстве напомнил, явил.
Двор в полудреме и полуочерчен домами,
И бесконечен в пространстве в проходах из плит,
Светом наполненный, полный свободою, праздный,
Свет отражая от стен, веселит и острит.
Небо - ни облака, ясное, синее небо,
Солнце лениво в дали начинает свой ход -
Вид притягательный, вверх - и ты в вечном, над бренным,
И в восхищении (точно мечта небосвод).

Тихо, упрямо из недр, из края о главном:
Путь к остановке, автобус и снова пешком,
Время у друга в гостях за беседой недавно
И обещанье, желанье проведать потом.
Мысль о цели и мысль о ее исполненьи:
Тает и слабнет, туманным становится вид.
Фон созерцанья за фронтом процесса движенья.
Их несовместность в сознаньи, различие их.
Выбор разумного. Тенью: ущербность, утрата.
Гулко осадок от прошлых решений умом.
Грусть: малодушие перед Прекрасным. Досада
От неуменья отдаться Ему целиком.

Серый асфальт (протяженность) и обувь прохожих -
Проблеск из внешнего сквозь углубленность в себя.
С ним осознанье: забылся, в былом, отгорожен,
И: к созерцанью - к спасенью, - любуясь, любя.
Прямо проулок. Дорога, строенья, деревья.
Синтез природы и зодчих. Почти симбиоз.
Прочность бетона и трепетность листьев на ветвях.
Точность конструкций и кривь тополей и берез.
Жители. Женщины - долго, о чем-то, в сторонке.
Птица стремительно ввысь. Силуэты вдали -
Спины идущих задумчиво. Звуки с дороги.
Девушка с сотовым нет да замедлит шаги.
Взглядом за девушкой - с нежностью и с интересом.
Стройная, славная, скромный, неброский наряд.
Нет еще должного в лести, все ново и честно.
И лишь о добром печально глаза говорят.
Искренность - ценность ее, что, увы, как наивность,
Вера в хороших людей и уход от плохих,
Виденье, курс, неизменные с детства (невинность)
И становленье средь чуждых оценок других.
Ярко представил, как ясны ее устремленья,
Как целомудрен их не приземленный полет
С ориентирами: дружбы, заботы, общенья
И с энергичностью в том, что ее увлечет.
К небу с улыбкой и легким настроем, с догадкой:
Образ рожденный - лишь копия образа N.
Вешнего, вечного. Вспомнилось... Снова украдкой.
Взгляд на прощанье: взглянуть - и забыть насовсем.
Дальше - на дали, но стоп. Остановка. И тотчас
Вольные мысли о камень. Растерянно в мир.
Труд ожиданья. Пассивность. Активности клочья.
Переключение на измененья пред ним.

Мимо: машины. И лица. Машины и лица.
Вдоль полотна поступательно к цели, вперед.

Шумность и хищность существ, в чьих огромных глазницах
Лица людей.
Жизнь - дела...
Жизнь течет

К счастью, автобус. Внезапно. Беззвучно. Радушно.
Двери со скрипом - и вход, затемненный проем.
Внутрь по ступеням от света и цвета снаружи.
Дабы добраться. Доехать - и снова пешком...
Сразу же бросилось: тесно и место за дверью.
Стоя, но все ж у окна. Расплатившись, к нему.
Спешно по шаткому. Поручень. Медленно, мерно
В точку дорога. И мысли за ней в глубину...
Комната друга. Распахнуты окна, но: запах.
Явно порядок в лекарствах и в нужных вещах.
Стул посетителя. Столик и чайник. И завтрак.
(Плох аппетит и все меньше, кому посещать.)
Друг, - улыбаясь. Взъерошенный, бледный и слабый.
Ноги недвижные. Сможет ли дальше ходить?
Нечем развлечься, и только компьютер - отрада.
Или - как с ним - говорить, говорить, говорить...
И говорили. О многом, но больше о прошлом,
Все возвращаясь к тому, что проделывал друг.
Шумно и с шутками. Вновь удивленье, как можно
Так веселиться, когда... Как же крепок в нем... Вдруг
Развороты. Расстрой. Устремленные взоры.
В двери - в воронку - поток, сохраняя напор.
После: свободно. К сиденьям. Усевшись, - к обзору.
В новом - удобном - забыт, оттеснен разговор.

Светлое (улицы), в тон предвкушенье, - в детали.
Взглядом блуждая. Но скоро открытье - изъян.
Небо - за гранями, не бесконечно; мелькает
Солнце и пятна на окнах
Из-за
Разности ракурсов
(Как результат поворотов),
А оттого невозможность на вид поглядеть,
Как на ландшафт с возвышенья, неспешно. Напротив,
Вид не великим, а суетным стал на стекле.

В том обманувшись, отпрянул, отвергнул забвенье,
И осознал, что сидит, что глядит за окно,
Где одним целым на сцене в немом представленьи
Кратко проходят явленья живого панно.
Кратко и просто - в своем, отдаленном и тайном,
Не раскрываясь и не ожидая в пути,
Волей своею невольно рождая желанье
Следовать взглядом, сознаньем, сойти и идти...
Кратко - до края, и снова, и ярко... Как раньше,
Манит наружу, а дома - учеба, дела.
Вера родителям, слово учителя, дальше
Так и пошло - в отстраненном старании для...
С ветром по свету... Бесцельно, без цепи, богемно.
Жить увлеченно и лишь увлеченно творить...
Вот, что ютилось, светило несмело, нетленно;
Вот, что пришлось отложить, заглушить, затворить...
Но о недавнем - о новом - и с этим спокойней.
Сколько тревожился прежде, теперь - решено.
Экскурс в историю - сглажено, сжато: он вспомнил,
Словно взглянул за другое такое окно.
Вот: восприятие - праздное, - после защиты.
Так же как крепкий подросток, вальяжен и пуст.
Мысли о музыке (взять, и заняться): расчищен
График и стоит коснуться искусств.
Смена картины. Давление дел на работе.
Только увлекся всерьез, и опять отступать.
Трудно и нервно. Но нервное время проходит
И удается продолжить попытки играть.
С большим порывом. И с большим при том нетерпеньем,
Жадным к страницам с конца вместо скопища гамм.
Резкий контраст, пересмотр, затем отрезвленье -
Частый возврат к не богемным своим берегам.
Докторантура. Последнее. Как по заказу.
Формулы, функции - ясное, близкое - в путь.
Музыку в минимум - хобби, не больше - и сразу
Проще по жизни. И пусть, ведь не мог не свернуть...

Груз - торможение. Курс - к остановке, где люди,
Видя автобус, уже создают суету.
Чуть - и на месте. Вниманье на действо - как будет
Литься, толпиться народ: в тесноте в тесноту.
Подступы первых. За ними - кто занял. Как звенья
Пусть не скрепленные, только сведенные здесь.
К цели по-разному: хитро, напористо, с ленью.
Каждый по-своему. Не однородная смесь.
В неоднородность, в разрозненность, в неидеальность.
От обобщенного, образа в частное, в жизнь.
Жесты, одежда, эмоции, взгляды. Реальность
Больше и больше нежданным довлела над ним.
Явь настоящего. Без отрицанья оценкой
На недостатки, как на самобытность, свое.
Лишь принимание и единенье со сценой -
С внешним, теперь заполняющим все.
В двери последние. Вдруг что-то слабо, но хватко.
Тяга, толчок и движенье – в сознанье закон.
Снова сквозь лоск представлений на серую правду.
Снова за мыслями. Не перейден Рубикон.

Плавно: дома и проулки, и бег перспективы.
Мирно - на вид, ощущая еще ту волну.
Также недавно - явление ретроспективы -
Встретил он N и не скоро забыл рандеву...

С М попрощавшись, привычным маршрутом обратно,
Будто укрытый уютом, наполненный им,
Помня отдельное: голос и тело, в приятном
Шел пребывая, как N поздоровалась с ним.
Взглядом окинув, узнав, возбужденно всмотрелся.
Вот уж в нахлынувшем прошлом ошибок и ссор.
Шаг - и нет М. Все последнее - дымкой, - из сердца.
Пьяный дурман приближенья. Как сон разговор.
В ровном, спокойном слова: не одна, не надолго.
Замер, но справившись, вновь посмотрел на нее.
Свет был лишь солнца: свет-аура N - на осколки,
Так, потускнев, отдалилось сознанье ее.
Понял, увидел, представил - другая, чужая.
Что-то дежурно ответил, дежурно спросил.
Не сокрушаясь, не злясь, но дивясь, ощущая
Дальнее, давнее к М, придающее сил...

Солнце забилось, слепя и слепя из препятствий.
Вглубь отвернулся - и сразу во взгляды людей.
И в череду разговоров, простых и пристрастных,
Не утружденных ни формой, ни целью речей.
Вникнув, вниманье потупил; задумчиво вспомнил
Страх оказаться таким же не сложным в стихах,
Страх показаться банальным, забавным, не скромным,
Мысли - а смысл рифмовать, раз не спеть на верхах.
Фразы до слуха о флирте, затем о покупках -
Позже, подумал, продолжат на чистом листке.
Взявшись за дело - не мелочь, о вечном, - как будто
Надо-то только, что чуть помечтать в уголке.
Сядут - и строчка за строчкой - без тени сомненья.
Впрочем, и гении, видимо, действуют так.
Вспомнил свое - КПД своего вдохновенья -
Скорость, с какой заполняет копилку пятак.
Но в продолженье: начало обычной беседы.
После молчания и погруженья в себя -
Бац, и уже разговор! Социальное кредо,
Базис нескучной поездки, родная стезя.
Все органично, естественно, непринужденно:
Вместо его истязаний - поэт, не поэт? -
Цельность, открытость порыву. Забыть, - убежденно -
Пробовать, пробовать дальше и к черту ответ!
Душно! И долго. Теснясь нетерпеньем, вгляделся.
Две остановки. Осталось немного, ура.
Вышли. Вошли. Снова в путь. Снова стоп. Наконец-то.
В двери на выход, храня что надумал с утра.

…За пред идущими. Вторя круженью средь ждущих,
Но упираясь в не смирных, опять проглядев.
Белым на синем - огромном - разводы зовуще.
Мельком о друге, привыкнув и поднаторев.
В сторону, в сторону - больше и больше отходит.
Ярче и дальше пространство и вверх, и вокруг.
Воля, свобода - отрыта дорога и вроде
Не ужасают проблемы - по плану и "вдруг".
В шаге машины. Застыли у "зебры" на "красный".
Время простоя, как в клетке другого ломоть.
По переходу - идя и глядя на прекрасный
Ряд из металла. Металл и "дрожащая" плоть.
Плоть - то есть те, кто проходит - навстречу и мимо.
То же и он - в ощущеньи движения мышц.
И - в представлении - М (весела и красива).
И - в ожидании с М - их (красивый) малыш.
Ну, а теперь по прямой, ориентир - до аптеки.
Там поворот, магазин, а затем стадион.
Через дорогу, во двор - и на месте. Наметил
Двадцать, не меньше, минут - неплохой моцион.

Синее небо, деревья, строенья и люди.
Дальние дали, дорога - приветливый мир.
Не интересно, что было (что видел), что будет.
Но с любопытством на то, что теперь перед ним.

Лестница. Светлый подъезд.
И не светлые стены.
Чья-то тарелка коту
И от курева смог.
Руку от липких перил.
Под глазок, как на сцену.
Пальцем - на кнопку, пока
Не раздался звонок.


* О, весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!... (А. Блок)

Онлайн рецензия XyZ

Автор обладает литературным даром. Свежи по форме строки: "Комната. Зима. Вечер,", "Увлеченность, покой, предвкушенье ", "Непреклонность. Неловкость. Молчанье"... Очевидно, у автора есть внутренняя потребность и прозаические сюжеты выражать в поэтическом стиле. Это хорошо, но в меру: если прозаическое,.. в основе, содержание гармонично вписывается в поэтику строки. К сожалению, в данном случае это не получилось,.. --- уже на первой странице появляется вопрос: " А зачем автор так упорно трудился в поисках рифмы,.. ведь сюжет очень прост,.. --- до обыденности. Особой чувственности нет. Образы хороши и к месту, но они явно не самоцель автора." С трудом одолевая словесные неудобины и рытвины,.. воображаемо выстраиваешь незамысловатый сюжет этого произведения: он ("молодой человек") -- звонок -- студенческий друг -- она (N) -- просто друг... Вторая главка ( II (acme) начинается более значительно: "Вторящей ветру, как шерсть Падали. Тоже взлохмачена клочьями грубо И Обнажает на свет Шкуру, Холодную грязную землю. Черную, грязную..." Казалось бы, автор и далее скажет что-то важное... НО. Опять ...телефонный звонок! Студенческого друга. Опять и снова: ...серая наше проза, одетая в одежды поэтические...
Наверное, автор вначале придумал неординарное название: "Психодинамика", затем нашел в этом понятии идею, и... И затем добавил содержание, которое нашел. Но ежели, как говорится, снять внешние одежды, словесные, ...тела почти и нет. А столь большое,.. по общему объему, произведение требует иного наполнения. Форма и содержание должны гармонично ( в меру сил автора) соответствовать друг другу... В данном случае этого не получилось, --- пробираясь, при чтении, сквозь "поэтические дебри" с трудом находишь продолжение сюжета. Да и формальная свежесть самой первой строки быстро теряет свою необычность... Литературный прием буксовать начинает: "Откупной. Откупной. Откупиться (?!..) Отбросить оковы."
Третья глава ( III (lysis) более наполнена жизнью окружающей... " Свежий, движеньем напомнил порывистый ветер,Легким касаньем о детстве напомнил, явил." Но если выше сюжетная канва держалась на ...телефонном звонке, то здесь: остановка, автобус , окно автобусное,.. и "...снова пешком". И, как в известной поговорке: что вижу, о том и пою: "Точность конструкций и кривь тополей и берез. Жители. Женщины - долго, о чем-то, в сторонке. Птица стремительно ввысь. Силуэты вдали - Спины идущих задумчиво. Звуки с дороги. Девушка с сотовым нет да замедлит шаги." Если в прозаической строке такое вполне допустимо, то Поэзия всегда просит себе большей мысленной глубины и особой чувственности...
С уважением, Экам.
Здравствуйте! Спасибо за рецензию. Попробую немного оправдать то, что сочинил.
В «Психодинамике» (кстати, сначала была все-таки идея, а название появилось в процессе) нет развития сюжета внутри глав, все изменения с героем происходят между главами. Каждая глава - это только иллюстрация состояния, в котором находится герой в конкретный промежуток времени. Главное место занимает не сюжет, а психическое состояние героя (потому там нет имен).
Первая глава отражает неглубокое, примитивное мировосприятие героя и оттого имеет соответствующий стиль.
Во второй главе состояние его нервное, неуравновешенное, из-за чего простой по сути человек видит мир тоньше, образы потому более "поэтичные". В этот момент герой не может воспринимать разговор и потому глава состоит из многих переключений героя от одной захватившей его мысли или образа к другим. "Литературный прием" не "буксует". Каждое новое переключение, как лавина, набирает обороты. Так как его состояние полу-бредовое, то возможны (и

Онлайн рецензия XyZ

Уважаемый автор!
Ваше произведение заслуживает внимания. В нём Вы высказываете проблемы бытия, жизни "простого" человека, хотя и интеллектуала. Жизненно. И огромный масштаб проблемы.


С уважением,


Eugenius
Здравствуйте! Спасибо за рецензию!
С уважением, Денис.
×

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты