Музыка стиха

Что общего между стихом и музыкой?

Основоположники стихотворчества – поэты античности, не задумываясь, утверждали бы, что это одно и то же. Ведь, поэт в те времена являлся еще и певцом (рапсодом), изображали его с музыкальным инструментом - лирой (отсюда название – лирика).
Музыка стиха
Можно возразить, что древнегреческий и латынь характеризовались долготой и краткостью гласных звуков. Поэтому в основе античной системы стихосложения лежит чередование кратких и долгих слогов, которые соединялись в стопы, напоминающие сочетание нот в музыкальном такте. Но и для русского стихосложения закономерна упорядоченность расположения ударных слогов среди безударных. Вспомните поэтов-певцов исполняющих на просторах Руси свои произведения под гусли.

Попробуем восстановить утерянное искусство баянов.

Василий Валентинович Агафонов в статье «Музыка стиха» сообщает:

«Лингвисты выделяют в русском языке пять основных звуков: [а], [э], [у], [о], [ы]. Расположим их в порядке возрастания частоты второй форманты: [у], [о], [а], [э], [ы]. Попробуем подыскать аналогию этим звукам не в обычной октаве с семью основными звуками, а в музыкальном ладе, называемом пентатоникой, в котором пять основных звуков. Согласно определению пентатоники (Фридкин Г.А. «Практическое руководство по музыкальной грамоте»), это следующие пять нот: до, ре, ми, соль, ля.

Продолжая аналогию, в качестве нот второй октавы воспользуемся так называемыми «диезными» звуками (звуками с повышенной тональностью (Панов М.В. «Современный русский язык. Фонетика») – к музыкальным диезам они прямого отношения не имеют), которые на письме передаются буквами ю, ё, я, е, и, когда они стоят после согласных (как в словах тюль, пёс, пять и так далее)».

Далее В. В. Агафонов предлагает готовую схему «буква-нота»:

[у] = до, [о] = ре, [а] = ми, [э] = соль, [ы] = ля,

[ю] =до2 , [ё] = ре2, [я] = ми2, [е] = соль2, [и] = ля2 (те же ноты второй октавы).

Все выглядит вполне логично, если представить «диезные» звуки в таком виде: [ю] =[йу] , [ё] = [йо], [я] = [йа], [е] = [йэ], [и] = [йы].

Вряд ли появиться музыка, если просто, избавившись от согласных, поменять гласные буквы на ноты. Как быть с длительность нот? Калининградский ученый-лингвист А.П.Журавлев в своей книге «Звук и смысл» пишет: «При ударении продолжительность звука увеличивается в два раза, следовательно, такой звук мы должны считать дважды».

Если принять ударную гласную за целую ноту, а безударную – за ½ ноты, можно выстроить тот же ряд нот, проигрываемый чуть «живее», но все-таки далекий от привычных слуху музыкальных произведений. Необходимо выделить повторяющийся ряд нот (в стихе – рифма). Выделить можно паузой (условно равной длине целой ноте), установленной в конце проигрываемой «рифмы».

Вновь получиться примитивная мелодия – «рваная» вначале и середине, но благозвучная в конце (там, где рифма). Ошибка заключается в расстановке ударений . В этом случае увеличивать длительность ноты нужно не в месте ударения в каждом слове, а в иктах (сильных местах) каждой строчки («Не ве''''тер бушу''''ет над бо''''ром»). Теперь стихотворный метр будет равняться музыкальному такту и мелодия сложиться в одно целое.

Чтобы подтвердить теорию на практике, была создана программа «NoLe 1.03». В ней использован описанный выше алгоритм, который нельзя считать абсолютно верным. Проблема перевода текста в музыку не раз обсуждалась и лингвистами и музыкантами, но до сих пор не решена. Возможно Вам предстоит разгадать «тайну знаков». Попробуйте!

Напоследок хочется процитировать В. В. Агафонова:

«Вам не хотелось бы, услышать мелодии, которые, быть может, звучали в душе Пушкина или Блока, выливаясь затем в прекрасные стихи? А потом эти мелодии десятилетиями скрывались в печатных строчках, дожидаясь момента, когда ваш слух коснется их, а они коснутся вашего слуха...»
×

По теме Музыка стиха

Музыка для здоровья

Еще в древности люди были убеждены, что прибытие паяцев в город значит для...
Журнал

Музыка танцев

Группа американских ученых провела исследование, в ходе которого были получены...
Журнал

Шаман и музыка

Николай Ооржак, тувинский шаман, человек-оркестр, который собственным голосом и...
Журнал

Музыка терапия

Учёные из итальянского Университета Павии решили подковаться в изучении ответа...
Журнал

Музыка New Age

Существует множество определений музыки New Age (Нью Эйдж). Одно из них...
Журнал

Музыка мозга

Ритм нашей жизни постоянно растет, прогресс движется вперед, делая невозможное...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Маскировки, за которыми скрывается Просветлённость Ума
Быть спокойным - самое ценное качество