История Киевской Руси

Об этих древних мужах существует множество легенд. Ни в одной летописи нет достоверных данных о том, кем они были, как стали киевскими князьями, где похоронены. Вопросы, вопросы и еще раз вопросы, отвечать на которые еще предстоит историкам, изучающим Киевскую Русь.
История Киевской Руси
Вся эта история началась во второй половине IX века. В 862 году русичи призвали варягов во главе с "норманнским конунгом" Рюриком, чтобы он правил ими. Среди варягов были два дружинника - Аскольд и Дир. Текла ли в их жилах княжеская кровь, сейчас можно лишь гадать, но как бы там ни было, однажды они на ладьях шли в поход по Днепру и увидели на горе небольшой город. Стали расспрашивать местных жителей: что за город такой, давно ли построен, кто здесь правит? Три брата - Кий, Щек и Хорив - много лет назад построили этот город и правили здесь, - услышали они в ответ. - Потом братья умерли, а мы живем здесь и платим дань хазарам". Услышав такой ответ, Аскольд и Дир решили княжить в городе, который звался Киев. Возможно, киевляне приняли новых князей с миром, но не исключено, что тем, прибегнув к помощи своей дружины, пришлось показать, на что способны варяги, и лишь после этого стали владеть землей полян.

Однако на месте им не сиделось. Думается, это была одна из основных причин их похода на столицу Византии, благодаря которому Русь становится известной, как нынче говорят, на международной арене. Хотя летописи указывают и более веские причины. Например, избиение русских купцов в Константинополе. Кто и за что избил торговых людей, сказать трудно, может быть, они и сами были в этом виноваты, однако клич "наших бьют" идет, видимо, из глубины веков, с того самого времени, когда Аскольд и Дир со своей дружиной отправились мстить за побитых торговых людей. А дружина у них, получается, была довольно многочисленной, если с ней решились идти на могущественного соседа. Если же учесть, что именно в это время Византия враждовала с арабами, война на два фронта ей была не по силам, и об этом, конечно же, могли знать киевские князья. К тому же именно в IX веке вдоль побережья Западной Европы разбойничали викинги, и слухи об их богатой добыче волновали варягов. Кроме того, не мешало показать ромеям, на чьей стороне сила.

Момент был выбран самый подходящий. Видно, Аскольд и Дир были неплохо информированы о том, что делается в греческой столице. Дело в том, что вот уже несколько месяцев все войско греков во главе с юным царем Михаилом и его дядей, кесарем Вардой, находилось на восточных границах, противостоя арабам, а флот находился возле острова Крит, где в последнее время совершенно распоясались пираты, захватывая торговые корабли, отправляя на дно пленных и набивая свои трюмы сокровищами. Константинополь охранялся лишь небольшим гарнизоном под командованием опытного флотского адмирала Никиты Ориты.

Надо сказать, что если бы русичи отправились в поход еще несколько лет назад, жители Константинополя могли бы немедленно вызвать подмогу. В то время известный ученый Лев Математик придумал и спроектировал сигнальную систему. Через всю страну, начиная от восточных границ, на возвышенностях поставили зеркала с большими фонарями. Фонари при необходимости зажигали, и световой луч устремлялся от зеркала к зеркалу. Таким образом подавали сигнал тревоги. И вот однажды, когда к восточным границам подступило войско арабов, и сигнал тревоги через систему зеркал передали на Фар, специальную башню в столице, к Михаилу поспешил гонец. Но император в этот момент принимал участие в соревнованиях на колесницах и как раз готовился к старту. Разумеется, победа на бегах казалась молодому владыке делом более важным, чем нападение каких-то там арабов, и он в гневе приказал разбить дурацкие зеркала, из-за которых его отвлекли от увлекательного занятия. И вот теперь, несмотря на то, что до Царьграда (как его называли русичи) было далеко, появление вражеского войска под стенами города было для его жителей полной неожиданностью.

В ту июньскую ночь над Константинополем гремел гром и сверкали молнии. Воспользовавшись темнотой и непогодой, ладьи русичей почти беспрепятственно вошли в залив Золотой Рог. Правда, через вход в залив были натянуты цепи, но хитроумные мореходы сумели поставить свои суда на специальные катки и перетащить их через цепи волоком. И вот, когда беззаботные греки утром протерли глаза, они увидели на морской глади 200 ладей, на каждой из которых было по 50 дружинников. Конечно, такими силами взять Царьград было очень сложно, но столь неожиданное появление врага потрясло жителей Константинополя. К тому же стены со стороны севера, откуда появились русичи, были значительно ниже, чем вокруг всего остального города, так что надо было готовиться к любым неожиданностям.

Быстро вызвать подмогу, как уже говорилось, жители города не могли. Оставалось надеяться лишь на свои силы. Аскольд и Дир отдали приказ к штурму, но такого опыта у дружинников не было, поэтому взять город приступом не удалось. Тогда перешли к осаде. Кроме того, стали возводить земляной вал, с которого можно было бы перебраться на крепостные стены. В городе началась паника, а через какое-то время и голод.

И все-таки глава гарнизона Никита Орита сумел отправить гонца к императору Михаилу, и тот вместе с кесарем Вардой отправился в осаждаемый город. Однако они отправились в путь лишь вдвоем, войско осталось на границе. Возможно, если бы молодой император лично возглавил оборону, воодушевленные солдаты смогли бы прогнать русичей, однако смелости Михаила хватило лишь на то, чтобы ночью прокрасться мимо вражеских постов и проникнуть в город. Встать во главе гарнизона он не захотел или не смог. Надев власяницу, босиком, он вместе с патриархом Фотием отправился во Влахернский собор, находившийся неподалеку именно от той крепостной стены, которую пытались штурмовать русичи. В этом соборе хранились пояс и ризы богородицы, которые когда-то доставили сюда из Иерусалима. Вместе с патриархом император распростерся на каменном полу собора и всю ночь молил Богородицу о помощи.

Кесарь же Варда и адмирал Орита в это время начали переговоры с Аскольдом и Диром, а втайне распорядились устроить подкоп под валом, который насыпали осаждающие. На переговорах киевские князья сказали, что желают лично встретиться с Михаилом, чтобы потребовать от него восстановления договора "мира и любви", а кроме того, потребовали компенсации за избиение русских купцов, которую скромно называли обменом подарками. Встречаться с "низкородными император отказался, а купцы, по его словам, получили по заслугам, и платить тут было не за что.

Видя, что переговоры зашли в тупик, патриарх Фотий принял решение. Он знал, как спасти город. Через неделю осады, помолившись во Влахернском соборе вместе с императором, патриарх выступил перед народом, объяснив, что осталась одна надежда - на Матерь Божию. Монахи вскрыли раку, Фотий достал оттуда ризы и пояс и, держа их на вытянутых руках, на глазах у осаждавших город врагов вышел через ворота к заливу. С торжественным пением за ним двинулся народ. Начался крестный ход: люди несли кресты, иконы, хоругви с ликами святых. Конечно, пришедшие к стенам Царьграда язычники не могли понять, что происходит. Возможно, это византийский колдун совершает какой-то свой обряд? И когда Фотий так спокойно, словно рядом не было врага, вошел в волны и окунул в них ризы Богородицы, в рядах русичей началась паника.

То что произошло дальше, иначе как чудом не назовешь. Ясное небо вдруг потемнело, солнце скрылось за неизвестно откуда взявшимися тучами, подул сильный ветер. Под пение незнакомых молитв русичи попрыгали в свои ладьи, вразнобой взмахнули веслами и устремились к выходу из залива. Гонимые бурей, они старались как можно быстрее убраться от страшных стен и уже издалека видели, как рухнул с таким трудом возведенный им земляной вал. Они, конечно, не могли знать, что причина обрушения не столько в помощи и заступничестве чужого бога, сколько в том, что именно в тот момент в подкопе, который делали осажденные, сломались подпорки.

Вернувшись в Киев, Аскольд и Дир призадумались о силе греческого бога, который помог их врагам, казалось бы, в безвыходной ситуации. Тогда-то у них и появилось желание креститься самим и окрестить свой народ. В 874 году в Константинополь отправилось посольство для того, чтобы просить приехать в Киев христианского наставника.

Вскоре в Киев прибыл епископ, и князья поспешили собрать вече, на котором долго обсуждали - хранить ли верность своим богам или "пойти под руку" бога христианского. Потом пригласили епископа и спросили, чему тот хочет учить их. Епископ раскрыл Евангелие и стал рассказывать о Спасителе и творимых им чудесах. Выслушав его, русичи сказали, что готовы поверить и креститься, но прежде должны увидеть хотя бы одно из чудес, о которых идет речь. Понимая, что не годится искушать Бога, но и понимая, что делает это не ради тщеславия, а во имя спасения души язычников, епископ сказал:

"Хотя и не должно искушать Господа, однако, если вы искренно решились обратиться к Нему, просите, чего желаете, и Он все исполнит по вашей вере, как мы ни ничтожны пред Его величием". И тогда русичи попросили бросить Евангелие в огонь, и если оно не сгорит, то они поверят в Господа и окрестятся. Так и сделали. Произнеся молитву, епископ бросил Священное Писание в заранее разведенный костер. Прошло несколько часов, и когда огонь прогорел, оказалось, что Евангелие цело! Согласно летописи, увидев это чудо, русичи согласились на крещение. Произошло это за сто с лишним лет до того, как в 988 году крестил Русь князь Владимир.

А вскоре на севере умер Рюрик, перед смертью оставив княжение своему родичу Олегу и передав под его попечение малолетнего сына Игоря. В 882 году Олег отправился в поход на Киев, где по-прежнему княжили Аскольд и Дир.

Спрятав свое войско в ладьях и выдав себя и нескольких дружинников за купцов, которые идут к грекам от Олега и сына его Игоря, он выманил киевских князей из города, и когда те приблизились, по его знаку из ладей выскочили воины. "Не князья вы и не княжеского рода, - воскликнул Олег. - Зато я княжеского рода". В те времена не любили рассуждать, поэтому Ас-кольда и Дира немедленно закололи и вскоре предали земле. Так ли все это было, сказать трудно. Согласно некоторым летописям, Аскольд и Дир правили в Киеве не вместе, а в разное время, и буря, прогнавшая русичей от стен Царь-града, случилась во время другого похода, в 874 году, при императоре Василии I. Да и убиты они были не вместе, поскольку могилы их находятся в разных местах. По мнению некоторых историков, хро-

нологический список правителей должен выглядеть так: Аскольд (860-882), Олег (882-913), Дир (913-930), Игорь (930-945)...

Очень много неясного в истории Аскольда и Дира. Достоверно известно лишь одно: и Аскольд, и Дир нашли свое упокоение в Киеве. Аскольд похоронен на Угорской горе, и над его могилой высится церковь Святого Николая. Сегодня Аскольдовой могилой называют часть паркового комплекса на склонах правого берега Днепра. А Дирова могила находится за церковью Святой Ирины.
×

По теме История Киевской Руси

Принципы жизни от древней Руси к Руси будущего

В настоящее время понятие "Кон" на Руси извращено и деформировано. Внутренний...
Журнал

История модных кутюрье. История моды

Великий художник моды, оставивший поистине королевское наследство - марку YSL...
Журнал

Архетип Святой Руси - непорочное Зачатие Божией Матери

Архетип Святой Руси (дева Христова, дева помазанница, дева Грааля, Святая Русь...
Журнал

Новый Год На Руси

С 1700 года Царь Петр издал указ отмечать Новый год не со дня сотворения мира, а...
Журнал

Празднование нового года на Руси

Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее...
Журнал

Рождество на Руси

Рождество Христово – один из главных годовых христианских праздников. Традиции и...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Как заставить себя медитировать?