В кругах, к которым близки кинокритики, присутствует теоретическое понимание того, что самое главное в художественном материале – ограничение. Благодаря нему тот лысый в кресле с надписью "режиссёр" становится уважаемым человеком, а не простым светским кутилой.
Без ограничения не наблюдается той силы, которую автор вкладывает в свой, типа, шедевр. Без ограничения не возникает того, что нам и нравится в кино – тени, которую каждый эпизод фильма отбрасывает на твой разум. И каждый раз тень меняет форму, внутренний характер, настроение. В принципе, мейнстрим не обязан соблюдать этого главнейшего правила, поскольку достойное кино неизбежно авторское, и только в России, чей зритель славится умом и слезой, продюсеры совершенно спокойно заряжают в мультиплексы драмы о поиске смысла жизни, и о последовавшем разочаровании. И это понятно – для нас в предшествующие десятилетия разочарование и стало маревом смысла жизни. Умение преодолевать трудности стало русской народной традицией, и только сейчас, комфортно устроившись, мы пытаемся осмысливать собственные поступки прошлых лет. Это позитивный признак сытых, спокойных и циничных людей, в которых мы обратно превращаемся. Конечно, самое страшное в масштабе нации – это война, и по серпантину пыльных дорог "9 роты" мы отправляемся в Афганистан, где покончил с собой Советский Союз, для которого убеждения всегда было проще сменить, чем заблуждения.
После Великой Отечественной было снято такое множество необыкновенных фильмов про войну, что просто невозможно придумать что-нибудь новое. Остаётся то самое авторское ограничение материала, чтобы война в кино не выглядела прямолинейно и избежала банальностей. Покажи как убивают родного человека, и задумается любой зритель, даже самый непробиваемый. С тяжёлым сердцем надо сказать, что Фёдор Бондарчук не передал ни одного смыслового уровня в фильме, кроме самого поверхностного – эмоционального. Мы знаем по многочисленным интервью, что эти уровни изначально были заложены, но просто пропали в фильме. Эмоции – это уже многое, но недостаточно для того, чтобы девочки из отдела маркетинга в пресс-релизах "9 роты" не моргнув глазом причисляли её к небожителям антивоенного кино – "Апокалипсису сегодня", "Цельнометаллической оболочке" и "Железному кресту". Конечно, для Копполы, Кубрика и Пекинпа эти фильмы, мягко говоря, не были дебютными, ко времени их создания на постановщиков уже молились интеллектуалы. Бондарчуку-младшему в любом случае следует отдать должное за смелость в выборе темы для начала своего режиссёрского пути в большом кино. За кропотливый, очень бережный и тщательный подготовительный период, за посвящение своему отцу. Ну не получили мы национального шедевра, ничего страшного. Достоевский ведь нас предостерегал, что для каждой мысли существует определённая форма, но Бондарчуку захотелось с огоньком.
"9 рота" – эмпирический боевик. Режиссёр не анализирует. Не исследует. Он просто делает отпечаток на целлулоиде с реальных исторических событий. Они сами по себе были настолько несправедливы, что к ним проникаешься связью на уровне чувств. Не вернуть уже тех парней, которые должны были бегать за девушками по нескучным садам нашей родины, а вместо этого бегали за смертью в чужой стране. Любознательные молодые актёры создают такие характеры, что за каждым, по-настоящему – судьба человека. Лютый и Джоконда, которых играют Артур Смольянинов и Константин Крюков (племянник Бондарчука), безусловно, это два замкнутых мира со своими ценностями. Лютый – уличный нищий пацан, умневший в драках. Джоконда – умный бриллиант, красивый и талантливый художник. Они между собой реально конфликтуют на тему войны. Для Лютого непонятна и отторжима философия, что война – это красиво, как считает Джоконда. На войне любые отношения становится прямыми до предела, ничего лишнего. Этот спор двух героев отражает старинные ссоры о том, какие фильмы про войну можно считать правильными, а какие эксплутационными. Наверное, когда вдохновлённые актёрские образы, предельно стильный и живописный визуальный ряд, но при этом сама картина ни о чём не думает, хвастаясь действием, - такая картина несовершенна. Думать про трагедию Афгана мы могли бы и без неё. Но вот вспомнили бы мы о ней без "9 роты"?
У Metallica была такая строчка: "Дай моему сердцу уйти, дай своему сыну вырасти". Если преломить взгляд на "9 роту", и рассмотреть её с поколенческой точки зрения, то тогда мы начнём ощущать более-менее уверенный пульс в фильме. Афганская кампания унесла столько наших жизней, сколько породило вопросов о причинах самой кампании. И ни одного ответа. Мы всегда привыкли полагаться на авторитетное мнение, для нас всегда был важен лидер ("с нашим атаманом любо голову сложить"). В той войне многие становились лидерами, и Фёдор Бондарчук останавливает свой фильм в тот момент, когда эти лидеры уходили из среднеазиатских песков, приезжали домой, и с трудом вспоминали о том, как же жить нормально? Про них забыли. Но сменилось поколение, и сам Бондарчук, который был призван в армию во время той войны и чудом её избежал, играет одного из таких лидеров – действительно, мужественно выбранная и сыгранная роль. Где-то он отец своим солдатам, где-то просто друг за кружкой спирта, а где-то лукавый учитель. Не менее многогранная роль и у Михаила Пореченкова, инструктора "зелёных" призывников, когда они сами ещё только узнают друг друга, дерутся, спорят и с улыбкой засматриваются на вседоступную девушку Белоснежку. Кстати, кто мог подозревать в актрисе Ирине Рахмановой (из телесериала СТС "Виола Тараканова") такую сексуальность на фоне необычного характера персонажа? За всеми этими взаимоотношениями, безусловно, интересно наблюдать. Интересно посмотреть на молодых актёров в фильме, после которого о них будут говорить – смотрите, это же тот самый из "9 роты". В частности, интересно посмотреть на Артёма Михалкова – взгляд и голос папины настолько, будто сам Никита Михалков помолодел на 30 лет. Всё это действительно интересно. Картина остановилась на всех станциях следования, но так и не пришла к пункту назначения. А вся страна стояла у перрона, с надеждой и верой ожидая "9 роту".
После Великой Отечественной было снято такое множество необыкновенных фильмов про войну, что просто невозможно придумать что-нибудь новое. Остаётся то самое авторское ограничение материала, чтобы война в кино не выглядела прямолинейно и избежала банальностей. Покажи как убивают родного человека, и задумается любой зритель, даже самый непробиваемый. С тяжёлым сердцем надо сказать, что Фёдор Бондарчук не передал ни одного смыслового уровня в фильме, кроме самого поверхностного – эмоционального. Мы знаем по многочисленным интервью, что эти уровни изначально были заложены, но просто пропали в фильме. Эмоции – это уже многое, но недостаточно для того, чтобы девочки из отдела маркетинга в пресс-релизах "9 роты" не моргнув глазом причисляли её к небожителям антивоенного кино – "Апокалипсису сегодня", "Цельнометаллической оболочке" и "Железному кресту". Конечно, для Копполы, Кубрика и Пекинпа эти фильмы, мягко говоря, не были дебютными, ко времени их создания на постановщиков уже молились интеллектуалы. Бондарчуку-младшему в любом случае следует отдать должное за смелость в выборе темы для начала своего режиссёрского пути в большом кино. За кропотливый, очень бережный и тщательный подготовительный период, за посвящение своему отцу. Ну не получили мы национального шедевра, ничего страшного. Достоевский ведь нас предостерегал, что для каждой мысли существует определённая форма, но Бондарчуку захотелось с огоньком.
"9 рота" – эмпирический боевик. Режиссёр не анализирует. Не исследует. Он просто делает отпечаток на целлулоиде с реальных исторических событий. Они сами по себе были настолько несправедливы, что к ним проникаешься связью на уровне чувств. Не вернуть уже тех парней, которые должны были бегать за девушками по нескучным садам нашей родины, а вместо этого бегали за смертью в чужой стране. Любознательные молодые актёры создают такие характеры, что за каждым, по-настоящему – судьба человека. Лютый и Джоконда, которых играют Артур Смольянинов и Константин Крюков (племянник Бондарчука), безусловно, это два замкнутых мира со своими ценностями. Лютый – уличный нищий пацан, умневший в драках. Джоконда – умный бриллиант, красивый и талантливый художник. Они между собой реально конфликтуют на тему войны. Для Лютого непонятна и отторжима философия, что война – это красиво, как считает Джоконда. На войне любые отношения становится прямыми до предела, ничего лишнего. Этот спор двух героев отражает старинные ссоры о том, какие фильмы про войну можно считать правильными, а какие эксплутационными. Наверное, когда вдохновлённые актёрские образы, предельно стильный и живописный визуальный ряд, но при этом сама картина ни о чём не думает, хвастаясь действием, - такая картина несовершенна. Думать про трагедию Афгана мы могли бы и без неё. Но вот вспомнили бы мы о ней без "9 роты"?
У Metallica была такая строчка: "Дай моему сердцу уйти, дай своему сыну вырасти". Если преломить взгляд на "9 роту", и рассмотреть её с поколенческой точки зрения, то тогда мы начнём ощущать более-менее уверенный пульс в фильме. Афганская кампания унесла столько наших жизней, сколько породило вопросов о причинах самой кампании. И ни одного ответа. Мы всегда привыкли полагаться на авторитетное мнение, для нас всегда был важен лидер ("с нашим атаманом любо голову сложить"). В той войне многие становились лидерами, и Фёдор Бондарчук останавливает свой фильм в тот момент, когда эти лидеры уходили из среднеазиатских песков, приезжали домой, и с трудом вспоминали о том, как же жить нормально? Про них забыли. Но сменилось поколение, и сам Бондарчук, который был призван в армию во время той войны и чудом её избежал, играет одного из таких лидеров – действительно, мужественно выбранная и сыгранная роль. Где-то он отец своим солдатам, где-то просто друг за кружкой спирта, а где-то лукавый учитель. Не менее многогранная роль и у Михаила Пореченкова, инструктора "зелёных" призывников, когда они сами ещё только узнают друг друга, дерутся, спорят и с улыбкой засматриваются на вседоступную девушку Белоснежку. Кстати, кто мог подозревать в актрисе Ирине Рахмановой (из телесериала СТС "Виола Тараканова") такую сексуальность на фоне необычного характера персонажа? За всеми этими взаимоотношениями, безусловно, интересно наблюдать. Интересно посмотреть на молодых актёров в фильме, после которого о них будут говорить – смотрите, это же тот самый из "9 роты". В частности, интересно посмотреть на Артёма Михалкова – взгляд и голос папины настолько, будто сам Никита Михалков помолодел на 30 лет. Всё это действительно интересно. Картина остановилась на всех станциях следования, но так и не пришла к пункту назначения. А вся страна стояла у перрона, с надеждой и верой ожидая "9 роту".
Обсуждения Рецензия 9 рота