Ирина Одоевцева - последняя улыбка Серебряного века

Ей было двадцать два, когда на родине произошла революция, двадцать семь, когда она вынужденно оказалась в эмиграции, длившейся  65 лет, 91, когда родная земля позвала ее назад.
Ирина Одоевцева - последняя улыбка Серебряного века
Ирина Одоевцева - последняя улыбка "Серебряного века".

"Ни Гумилев , ни злая пресса

не назовут меня талантом

я маленькая поэтесса

С огромным бантом"

  (Ирина Одоевцева)
Ирина Одоевцева - последняя улыбка Серебряного века
В конце 19 - начале 20 века произошел небывалый взлет поэзии. Не случайно этот период назван "Серебряным веком "  русской поэзии. Какими именами представлен этот период! А.Блок, А. Ахматова, М. Цветаева, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, И. Анненский, Н. Гумилев и многие многие другие. Годом расцвета поэзии "Серебряного века" принято считать 1910 - когда наибольшей славы достигли "символисты" (А.Блок, А.Белый, В. Иванов) и акмеисты Н.Гумилев, А.Ахматова, О. Мандельштам. По-разному, зачастую трагично сложились судьбы этих поэтов, многие из них не приняли революцию, эмигрировали за границу.

Однако их вклад в русскую литературу и культуру поистине велик!

Поэзия этого века характеризовалась в первую очередь мистицизмом и кризисом веры, духовности, совести. Иван Бунин писал: "Зачем жить, для чего? Зачем делать что-нибудь? В этом мире, в их мире, в мире поголовного хама и зверя, мне ничего не нужно". Границы "Серебряного века" условны. Его начало совпадает с зарождением символизма, его завершением можно считать 1921 - год смерти А.Блока, самого известного поэта символиста, и год расстрела Н. Гумилева.

Александр Блок - один из самых талантливых литераторов "Серебряного века". Поэт-символист и переводчик, драматург и критик, автор цикла стихотворений о Прекрасной даме и поэмы "Двенадцать". А. Блок входил в число тех людей, которые горячо поддержали революцию, но впоследствии  разочаровался в коммунистических идеалах.

Поэма А.Блока "Двенадцать", написана в январе 1918 года, через два месяца после Октябрьских революционных событий. Поэму не приняли такие писатели, как Д.Мережковский, З.Гиппиус, А. Ахматова, Ф. Сологуб, Иван Бунин. Анна Ахматова отказывалась участвовать  в литературных вечерах, если планировалось публичное чтение "12". Блок в последнии годы свои, уже отрекся от всего. Поэму "12" - возненавидел, не терпел, чтоб о ней упоминали при нем. "Блок, прозрев, увидел лицо тех, кто оскорбляет, унижает и губит его Возлюбленную - его Россию, - уже не мог не идти до конца". Зинаида Гиппиус. Позже Николай Гумилев заявил, что своей поэмой он "вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя".

После выхода поэмы ее автор действительно "надорвался", вынести поток критики у него не было сил. Великий русский поэт умер на 41-ом году жизни 7 августа 1921 года, сгорев от скоротечной болезни. Из его собственных слов: " Поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем".

Николай Гумилев, поэт "Серебряного века", один из ведущих представителей литературного течения "акмеизм". Николая Гумилева арестовали 3 августа 1921 года, как одного из 61 участников заговора, а уже 21 августа вынесли приговор - расстрел. Через три дня приговор привели в исполнение. Поэт был убит фактически ни за что, мы потеряли интересную личность, талантливого человека.

Спустя 70 лет со дня смерти именитого поэта были рассекречены материалы, доказывающие, что заговор был  полностью сфабрикован сотрудником НКВД Яковом Аграновым. В результате социальных потрясений  - Октябрьская революция 1917 и Гражданская война  (1917-22) - новое советское время оказалось невыносимым для многих творческих людей, эпоха перемен стала для них проклятьем. Поэты серебряного века эмигрировали в Берлин, Прагу, Софию, Белград, Рим, Харбин, Париж.

В эмиграции оказались крупнейшие русские писатели: И.Бунин, А, Куприн, З.Гиппиус,Д. Мережковский, А Ремизов , В. Ходасевич, Г. Иванов, Марина Цветаева, И. Одоевцева и другие. Но в русской диаспоре, несмотря на полную творческую свободу и обилие талантов серебряный век не мог  возродиться. Ренессанс невозможен вне национальной почвы. А художники России лишились такой почвы.

К своей чести, эмиграция взяла на себя заботу о сохранении духовных ценностей. Во многом эту миссию выполнил мемуарный  жанр.

С середины 1920 -х годов литературной столицей стал Париж. Мемуары Ирины Одоевцевой - " На берегах Невы " (1967) и " На берегах Сены" (1981) появились в СССР в начале 1980- сначала как подпольная "диссидентская" литература. В своих воспоминаниях Одоевцева, живой свидетель целой эпохи, с истинным поэтическим даром нарисовала великолепные литературные  портреты современников -  Н.Гумилева,  Г. Иванова, А. Белого, И. Бунина, А.Блока и многих других с кем была переплетена ее судьба.

Я пишу эти воспоминания с тайной надеждой, что вы, мои читатели, полюбите их, как живых, тех о ком я вспоминаю. И тем самым  подарите им бессмертие. Вы, мои современники, и вы, те, кто будет читать, - я на это самоуверенно надеюсь, - " На берегах Невы", когда меня уже давно не будет на свете.

Я прочитала мемуары Ирины Одоевцевой с упоением про атмосферу Петербурга 20-годов прошлого века. Книга "На берегах Сены", описана жизнь очень многих современников, которые, как и она, эмигрировали из СССР в Европу, в большинстве случаев писатели и поэты не добились успеха вдали от родины, многие бедствовали, не имели жилья , постоянного дохода. Все о ком пишет Одоевцева давно ушли в мир иной, и только в ее мемуарах они все живы.

Вернувшись в Россию на заре перестройки, она соединила нашу повседневность с далеким, почти нереальным Серебряным веком. И она же подвела под этим веком черту, через несколько лет уйдя из жизни.

После перестройки, когда появилась возможность поездок за рубеж, журналистка и писательница Анна Колоницкая отправилась в Париж с единственной целью - разыскать Ирину Одоевцеву, если конечно, та  еще жива.

Журналистка нашла 92-летнюю поэтессу прикованную к креслу после перелома бедра, однако Ирина Владимировна с восторгом приняла предложение вернуться в Россию. Поэтесса вернулась в город своей молодости.

В Ленинграде И. Одоевцевой дали квартиру на Невском проспекте. Организовали несколько встреч с читателями. Большим успехом пользовались ее мемуары, переизданные в СССР куда большим, чем в эмиграции, тиражом. Ирина Владимировна умерла в Петербурге 14 октября 1990 года. Похоронена на Волковом кладбище. И Серебряный век окончательно оказался в прошлом.
Ирина Одоевцева - последняя улыбка Серебряного века
Мемуары Одоевцевой читают и перечитывают уже несколько десятилетий. Благодаря ей многим открылся и стал по-настоящему дорог Серебряный век. Рижанке Ирине Одоевцевой (1895-1990) выпала удивительная судьба. Выпускница Ломоносовской гимназии, она стала известной поэтессой  и прозаиком. Ее творчество ценил А. Блок, а Николай Гумилев называл своей любимой  ученицей. 65 лет - целую жизнь! - Одоевцева провела во  Франции, где писала такую  изысканную прозу, ее таланту отдавали должное знаменитые современники Иван Бунин, Зинаида Гиппиус , Дмитрий Мережковский.

Ирина Одоевцева - урожденная Ираида Густавовна Гейнике, литературный псевдоним был выбран по имени, отчеству и фамилии матери. Родилась в Риге, отец был богатым адвокатом и имел доходный дом. Получила хорошее образование. В Петроград будущая поэтесса приехала в 1914 году  и сразу окунулась в поэтическую атмосферу города. Она записалась на поэтическое отделение Института "Живого слова", где ее учителем стал Н. Гумилев. Он будет с гордостью представлять Одоевцеву знакомым:

"Моя ученица!" Одоевцева была выше среднего роста, очень тонкая, хрупкая, изящная. У нее были светлые волосы и необыкновенные, как две вспышки глаза, которые блестели даже в глубокой старости. Гумилев назвал их "лунно-звездными".

Снова бредем мы садами

в сумерках летнего дня

Снова твоими глазами

Смотрит весна на меня,

-писал Н. Гумилев.
Ирина Одоевцева - последняя улыбка Серебряного века
Ирина была полна жажды жизни, веселая, умела радоваться каждому дню. И все-таки, наверное, больше чем стихи Одоевцевой, Гумилев ценил ее общество. Он рассказывал ей о своем детстве, о путешествии в Африку, о войне,о  сложных взаимоотношениях с Анной Ахматовой. Она восторженно слушала и запоминала каждое слово. Но их доверительные отношения , так и не переросли в настоящую дружбу: он оставался мэтром, она - восхищенной ученицей. " Кто из посещавших тогда петербургские литературные собрания не помнит на эстраде стройную, белокурую, юную женщину, почти еще девочку с огромным черным бантом в  волосах, нараспев, весело и торопливо, слегка грассируя, читающую стихи, заставляя всех улыбаться без исключения,"- вспоминал поэт Георгий Адамович. Оптимистичная, коммуникабельная, Ирина всегда находилась в гуще тогдашней "тусовки". Гумилев, Ахматова, Блок, Белый, Мандельштам, Ирина хорошо умела слушать,и ей часто рассказывали очень личное. А феноменальная память позволила ей через много лет воспроизвести каждое слово из разговоров, дискуссий споров тех времен.

В 1920 году в Петербурге на одном из поэтических вечеров Н. Гумилев представит молодого поэта Георгия Иванова. На этом же вечере читала свои стихи Ирина Одоевцева. Георгий Иванов (1894 - 1958) стоит в ряду крупнейших литераторов Серебряного века. И свою жизнь, и свою поэзию Г.Иванов сознательно превратил в легенду, так как считал, что дело поэта - создавать "кусочек вечности" ценой гибели всего временного. Тонкие ценители считают Г. Иванова лучшим поэтом эмиграции. Репутация безжалостного острослова сыграла с Ивановым злую шутку - его не понимали. А он был очень глубоким и очень ранимым. Николай Гумилев сказал Ирине: "Самый молодой член цеха и самый остроумный, его называют "общественное мнение", он создает и губит репутации. Постарайся ему понравиться". "Первая ученица" выполнила совет Гумилева. Она так понравилась Иванову, что тот развелся с первой женой. Иванов и Ирина поженились 10 сентября 1921 года, чтобы прожить вместе 37 лет. Георгий Иванов влюбился на всю жизнь. Вот как писал о ней поэт:

" Я даже вспомнить не смею

какой прелестной ты была

с большой охапкою сирени,

вся в белом, в белых башмачках.

Как за тобой струились тени

И ветра ласковый размах

Играл твоими волосами

и теребил огромный бант".
Ирина Одоевцева - последняя улыбка Серебряного века
Октябрьская революция 1917 года навсегда изменила жизнь Г.Иванова. Он не принимает революцию. И понимает, что ему нет места в советском государстве. Потом смерть А.Блока, казнь И.Гумилева. В 1922 -м году они с Ириной уезжают в Париж.

Жили на деньги, которые присылал отец Ирины. В 1932 году он умер и все наследство получила Ирина. Они жили на широкую ногу, устраивали поэтические вечера. В Париже - шикарная квартира, на Атлантическом  побережье прекрасная вилла.

В 1938 году выходит книга Г. Иванова "Распад атома". Это беседа поэта со своей душой, это боль огромного накала и пронзительная покаянная тоска о русском самосознании. Зинаида Гиппиус считала ее лучшей книгой, написанной в эмиграции.

Вторая мировая  война приходит во Францию. Оставаться в Париже опасно, они перебираются в  Биарриц, живут у моря. В парижский дом попадает бомба и полностью разрушит его.  Немцы реквизируют дом в Биаррице. Достаток стремительно оскудел. Иванов много пишет, он дышит стихами.

Полоса известности наступает и для Одоевцевой. Она работает на износ, сочиняя пьесы, сценарии, романы. Они снимают номер  в отеле " Англетер" в Латинском квартале.

Один из сценариев Одоевцевой принят Голливудом, но контракт так и не был подписан. Они перебираются в самый дешевый отель. У Ирины- воспаление  легких и малокровие от переутомления. Отныне их мечта - не шикарный особняк в Париже, а старческий  дом на юге Франции.

Они прикладывают огромные усилия, чтобы попасть туда. Но выясняется, что южный климат вреден для Г. Иванова. Он страдает повышенным давлением, Ирина пытается добиться перевода, но им отказывают.

Когда наконец-то вопрос решается было слишком поздно. Устраиваются в " Русском доме" в  пригороде Монмфанси, к северу от Парижа , но Георгий тает на глазах. В 1958 году его не стало.

Соотечественники собирали деньги на похороны и перевозку тела на русское кладбище. Ирину перевели в другой дом под Парижем, там она вышла замуж за русского писателя Якова Горбова, а после его смерти в 1981 году опять осталась одна.

 В книге " На берегах Сены" Ирина Одоевцева в предисловии пишет:" Я согласна с Мариной Цветаевой, говорившей в 1923 году, что из страны, в которой стихи ее были нужны, как хлеб, она попала  в страну, где ни ее, ни чьи-либо стихи никому не нужны. Даже русские люди в эмиграции перестали в них нуждаться. И это делало поэтов, пишущих на русском языке  несчастными".

Ирина Одоевцева - одна из лучших мемуаристок первой волны русской эмиграции, истинная свидетельница эпохи, под легким и острым пером которой буквально оживают великие поэты и прозаики Серебряного века. Этого уже достаточно, чтобы ее имя  оказалось вписано в историю литературы. Ей было двадцать два, когда на родине произошла революция, двадцать семь, когда она вынужденно оказалась в эмиграции, длившейся  65 лет, 91, когда родная земля позвала ее назад. Сама Одоевцева считала это  необыкновенным подарком судьбы, полученным ею словно бы за всех тех, о ком она писала в своих мемуарах и кто не дожил до этого времени.
Ирина Одоевцева - последняя улыбка Серебряного века
(Татьяна Бахрушина)
Взято из открытых источников.
×

По теме Ирина Одоевцева - последняя улыбка Серебряного века

Правила жизни. Ирина Хакамада

Правила жизни от Ирины Хакамады: 1. Самое главное, раз и навсегда зарубить себе...
Журнал

Последняя капля - война или мир?

Последняя капля - война или мир? Недавние жестокие беспорядки в Афинах еще раз...
Журнал

Скончалась последняя представительница древнего племени

На находящихся в Индийском океане и принадлежащих Индии Андаманских островах в...
Журнал

Последняя часть фильма Сумерки

Киностудия Summit Entertainment определилась с кандидатурой постановщика...
Журнал

Последняя часть Сумерек

Последний, четвертый, фильм саги "Сумерки" под названием "Рассвет" будет...
Журнал

В Индии закрылась последняя в мире фабрика печатных машинок

Последняя в мире фабрика, производящая печатные машинки, закрывается в Индии...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Внетелесный опыт. Подводные камни