Игра владык

Титул одной из самых интеллектуальных настольных игр давно уже прочно закреплён за шахматами. Хотя у них есть довольно не простой конкурент. Это нарды. Игра не менее древняя и не менее требовательная к стратегическому мышлению.
Игра владык
Однако удивительным образом недооцененная и даже полузабытая.

История создания шахмат и нардов рассказывается в средневековой книге «Чатранг-Намак», созданной приблизительно в VII веке. Книга написана на среднеперсидском языке и дошла до нас только в списках XIV века. И все же, опираясь на её текст, учёные вычислили примерную дату создания шахмат – 570 год. Нарды появились вскоре после этого при очень интересных обстоятельствах.

Храбрый Ардашир

Как рассказывается в Чатранг-Намак, однако индийский правитель Сачидхарм отправил ко двору иранского шахиншаха Хосрова I богатые дворы и комплект фигур для игры в недавно изобретённые шахматы. Ко всему этому он приложил издевательское письмо.

Тогда встал советник шахиншаха по имени Вуарг-Михр и гордо заявил: «До сего дня я сути этих шахмат не стал раскрывать с той целью, что бы вы и все те, кто живет в Эранской стране, узнавали, что самый мудрый человек в Эранской стране – это я. Суть этих шахмат я без труда раскрою и взыщу с Сачидхарма дань и подать, да ещё создам и пошлю Сачидхарму нечто, чего он раскрыть не сумеет, и за что возьму я дань дважды».

Он действительно смог самостоятельно разобраться в правилах шахмат. А ко двору индийскому царю отправил изобретённую им самим игру, которую назвал «храбрый Ардашир» - по имени легендарного основателя династии Сасанидов. Позднее это название стало произносится как «нарды»

Сачидхарм попросил для себя и своих мудрецов 40 дней, что бы разобраться в правилах странной игры. Но никто так и не мог понять, по каким правилам нужно передвигать по размеченной доске 30 шашек, имеющих два цвет. В итоге индийский правитель был посрамлён и вынужден был выплатить дань шахиншаху.

Астрологические шашки

Впрочем, современные ученые полагают, что персидский мудрец Вузург-Мирхр вовсе не был изобретателем нардов. Скорее, он просто адаптировать правила уже известной игры. Ведь доску, явно предназначенную для игры в какой-то вариант нардов, находили, к примеру, в гробнице фараона Тутанхамона. Хотя самый древний экземпляр все же был найден на территории Ирана. Его возраст - около 5 тысяч лет . Так что персы могут называть себя первооткрывателями нардов по праву. Известно, что до нашей эры персидские астрологи использовали нарды не для игры, а как гадательный инструмент, предсказывая с их помощью судьбы людей и царств. Поле для игры символизировано небо , движение шашек воплощало вращение небесных светил и звезд. 12 отметок на каждой половине доски соответствовали 12 месяцами в году, 30 шашек – 30 лунным и безлунным дням в каждом месяце. Неслучайно было и распределение очков на любых противоположных гранях шестигранной кости равнялась семи. Именно известно астрономам.

В «Чатранг-Намак» тоже давалась мистическое объяснение правил игры.

В XII веке вернувшиеся из крестовых походов пилигримы привезли диковинную и хитрую игру в Европу. Здесь она мигом утратила всю свою астрологическую подоплёку и превратилась в простое светлое развлечение. Об это красноречиво свидетельствуют задорное название, которое дали древние игре европейцы, - три-трак, в подражании звуку который издавали катящиеся по доске кости. Впрочем, бытовали и другие названия, в каждой стране – свои. В то время за нардами закрепилось почётное прозвище «игра королей» Считалось что играть в столь сложную игру могут только люди высокого происхождения , а простолюдинам она не по зубам.

Из «дома» в «дом»

Современные правила нардов придумал англичанин Эдмон Хойл в 1743 году. Они наиболее распространены и традиционно называются «Длинными нардами». Называют игру по более старым восточным правилам. На сегодняшний день игра распространена по всему миру, но самой большой популярностью всё же пользуется в регионах Кавказа, Средней Азии и Ближнего Востока.

Игральная доска разделена на четыре части. Та из которых игрок начинает движение своих шашек , называется «домом» . Задача – довести все свои шашки в «Дом» противника» и не дать ему сделать того, что же самое. Когда шашки перекочевали в другой дом , оттуда их можно вывести за пределы доски. Ну а после того, как все шашки одного цвета покинули доску, партия выиграна. Как далеко получается передвинуть свои шашки за ход, зависит от количества очков, выпавших на костях ( зарах). Передвинуть можно либо одну , либо две шашки за один ход. А если на зарах выпали одинаковые значения, то ход удваивается , и тогда можно переместить до четырёх шашек.

Одноцветные шашки могут выстраиваться в столбик , занимая одну и туже отметку. Для другого цвета эта отметка становится недоступной. А вот если шашка стоит одна, то её можно выбить , вернув в дом, и заставить проделывать весь путь сначала. Кстати, одной из особенностей «длинных нардов» является правило, что выбивать чужие шашки нельзя. Из-за этого они менее динамичны, но требуют более сильного тактического мышления.

Одно из ключевых отличий нардов от шахмат состоит в том, что здесь невозможно ничья. Кто-то обязательно выйдет победителем, а другой проиграет. Победа нередко зависит от одного единственного удачного броска зар. Но это не значит, что выигрывает тот кому везёт. Умелый тактик сможет провести свои шашки через всю доску, даже если зары раз за заразом попадают неудачно. Зато благодаря фактору случайности в нардах практически не бывает стандартных положений и одинаковых партий.

У игроков в нарды есть своя культура и свой жаргон. Отдельные суеверия и правила связаны с тем, как правильно кидать зары.
Взято из открытых источников.

По теме Игра владык

Игра Майя

Столичный город Чич'ен-Ица не имел равных в мире ни по размерам, ни по красоте сооружений, окружавших со всех сторон площадку для игры в мяч. Сама...

Игра Го

Го - это игра традиций. Существуя более 4-x тысяч лет, Го впитало в себя культуру Китая и Японии, получив в Азии особый статус интеллектуальной игры...

Игра маджонг

Группа врачей в Гонконге обнаружила, что китайская игра маджонг может вызывать приступы эпилепсии. Такой вывод они сделали на основе изучения случаев...

Игры детей

Игра, по мнению родителей – это приятная, но отнюдь не самая необходимая вещь, которой должен заниматься всякий уважающий себя ребенок дошкольного...

Игра на арфе

С древнейших времён считалось, что существует универсальная связь между Духовностью, музыкой и врачеванием. Каждая клеточка нашего организма - это...

Играем в историю

Потому, что они учат жить! Любая ролевая игра представляет эталон культурных ценностей, в которых заложены правила поведения и взаимодействия людей...

Про Игра владык

Владыки Лучей

Вознесенные Учителя и Владыки Лучей (Чоханы) находятся в высших измерениях. Хотя они, когда это необходимо могут воплощаться и на физическом плане...
Магия

Владыка Сен Жермен

Владыка Сен Жермен - Чохан седьмого Фиолетового Луча,свободы, алхимии,правосудия и милосердия.Проводник человечества в эпохе Водолея.Более 50 тысяч...
Религия

Владыки Шамбалы

.Начало Шамбалы и её Владык было положено 1-ым Законодателем — Кроносом или Кроном. Она им стала сразу же, как родилась одним из Прародителей...
Религия

Игры со звуком

Все, что становится звуком, преобразуется в гармонию. Звуковая оболочка, в которую можно поместить любой образ или событие, не только очистит его от...
Магия

Игры

Под этим Э. Берн понимал шесть основных способов людей проводить свое время: избегание, ритуалы, "времяпровождение", деятельность, игры, близость...
Психология

Игры детям

Введение и обоснование игры детям Клиент-центрированный подход к работе с детьми обусловливает предоставление им широких возможностей для выбора. На...
Психология

Игры эгрегора

События 1917 года в России до сих пор вызывают ожесточенные споры: что произошло? Почему февральская демократическая революция закончилась ничем, а...
Магия

Игра света и сосуда

Сказано, вход и выход света в желание, создают в нем свойство осознания света и его Источника. Сколько же раз свет должен войти в меня и выйти, чтобы...
Религия

Игры для детей

Лучший способ для родителей правильно "построить" детские умственные способности и вырастить из маленьких детей полноценных взрослых — это играть с...
Психология