Истоки нравственности

«В здоровом теле — здоровый дух», - гласит народная мудрость. Но современный человек обременен не только телесными заболеваниями, но и проблемами своего внутреннего мира. И если от физических недугов фармацевтические компании выпускают всё новые и новые лекарства, то для решения проблем душевных нам уже нужно делать самостоятельные усилия.
Истоки нравственности
Возможно поэтому мы и закрываем на многое глаза, свыкаясь с посредственностью, просто потому, что так проще всего. В самом деле, разве в стране слепых вы будете чувствовать себя ущербным?

Но давайте же очнемся от сомнамбулического сна и посмотрим вокруг! Почему современная литература настолько низкопробна? Почему она буквально пропитана аморальным эпатажем и нравственной ущербностью, как будто призвана не просвещать человека, а калечить его разум? Почему так мало снимают фильмов с глубоким смыслом и отдают предпочтение кровавым бойням и пошлым комедиям? Почему современные художники нынче не известны на весь мир, а обладают лишь небольшими сайтами и малопосещаемыми салонами? Как известно, искусство есть отражение реальности. И что же? Выходит, что в нашей с вами реальности нет ничего выдающегося, памятного и важного? Разве нравственное растление - это единственно возможный путь? Конечно же это не так. Но почему же мы тогда с этим свыкаемся? А всё потому, что мы, похоже заболеваем апатией, теряя моральные ориентиры, забывая важные во все времена ценности, и стремительно погружаемся в странный мир, в котором царят цинизм, равнодушие, желание наживы и эгоизм.

Оглянитесь вокруг. Много ли людей сейчас готовы поднять голову над материальными проблемами и вспомнить об альтруизме? Похоже, что бездушный материализм – это бич нашего времени. А за ним комплексы, внутренние проблемы и незнание законов морали.

Наши уважаемые партнеры с запада год за годом приучают нас быть лояльными к людям с разными аморальными наклонностями. Иногда даже возникает ощущение, что они всеми силами стремятся разрушить наше национальное самосознание и подменить его откровенно ложными представлениями. И к сожалению, вместо того, чтобы закрыть свой разум для подобного яда, и вбирать из западной культуры только самое лучшее и ценное, мы продолжаем внимать этим разрушительным импульсам. Но Россия — великая страна и среди нас очень много достойных людей, разумных, талантливых, честных... Так сможем ли мы с вами сохранить нашу самобытную культуру? Сможем ли мы передать нашим детям понимание законов морали и нравственных устоев?

Мы знаем, что важнейшие основы закладываются в человека в семье, и стремимся вложить в наших детей всю свою любовь, передать им понимание того, что хорошо, а что плохо. Помимо этого наши дети очень много времени проводят еще и в школе, в которой педагоги тоже могли бы существенно влиять на нравственное становление. Правда учителя, пытаясь угнаться за формальной программой, часто упускают это из вида. Они скорее требуют зубрить огромное количество информации и постоянно ставят за это отметки. Многие из педагогов перестали даже пытаться стимулировать сознательную умственную активность подрастающего поколения. И в результате, посвятить время на уроке долгой беседе о чём-то действительно важном становится непозволительной роскошью. Да и ученики особо не любят глубоко рассуждать, ведь они привыкли к формальному подходу на занятиях. И по всей видимости не имеет смысла обвинять в этом простых учителей, ведь не они лично придумали современную систему образования. Учителя сегодня скорее обслуживающий детей персонал, как было сказано на одной конференции. Всё перевернулось с ног на голову и мудрость в нашем обществе к сожалению перестала ценится на вес золота.

Однако пренебрегать мудростью все же не стоит. Так, например, на уроках литературы педагоги могут помогать школьникам освоиться в мире хороших книг, которые объясняют преимущества нравственного поведения, пробуждают интерес к самостоятельному размышлению и учат обосновывать свою собственную точку зрения. Обсуждая различные ситуации, делая выводы и прогнозируя события, учителя могут передать молодым поколениям понимание тех простых истин, которые разбудят их сознание и смягчат сердца. Почему стоит ценить жизнь? Что такое мораль и почему необходимо следовать ее законам? Как и зачем нужно проявлять любовь и доброту? На многие из подобных вопросов дети порой не знают ответа. Мы обвиняем их в том, что они плохо себя ведут, и порой забываем, что сами не помогли им разобраться в уроках жизни. Уроках морали и нравственности.

Почему бы нам ни взять, например, книгу латиноамериканского философа Дарио Саласа Соммэра «Мораль XXI века» и не обсудить из неё отдельные главы с теми же подростками, которые находятся на перепутье нравственных ориентиров? Можно заметить, что эта книга является не только хорошим подспорьем для подрастающих поколений, но и ценна для любого взрослого человека, который хочет познать себя и сделать жизнь лучше. А всё потому, что она помогает глубоко понять происходящее и найти свой собственный нравственный путь. Возможно именно поэтому «Мораль XXI века» была включена в список рекомендованной Союзом писателей России литературы, так как она позволяет честно взглянуть на себя и многие неприглядные стороны жизни и найти в себе силы для их исправления.

Интересно, что в этой книге хоть и не упоминается прямо о болонском процессе в системе образования, которым сейчас многие так вдохновлены в Европе, но убедительно и точно указывается на её поразительные недостатки и, прежде всего, на дегуманизацию. Основные изъяны современной системы образования Дарио Салас Соммэр видит в обезличенности, едином стандарте, авторитаризме, в информационности, направленной на запоминание, а не на самостоятельное сознательное мышление. Рассуждая на тему безумия современной жизни, он видит один из источников тотального умопомешательства в ошибках системы образования, и справедливо указывает на то, что человек привык уделять внимание в основном своему имиджу и наличию материальных благ, забывая про собственный внутренний мир.

В этой книге также справедливо говорится о том, что современный подход к воспитанию и образованию, к сожалению, пронизывает принцип “казаться”, а не “БЫТЬ”, а навык запоминать информацию ценится гораздо выше, чем способность к самостоятельному мышлению. Подобное “образование” порождает в ученике ментальную пассивность, при которой подрастающий человек просто запоминает предлагаемую ему информацию и даже не в состоянии всерьез допустить, что чему-то можно возразить, а с чем-то можно и не согласиться. Безусловно, такой подход к обучению полностью игнорирует самое ценное в человеке – высшее сознание, без которого любое знание может быть направлено не на моральные и духовные цели. “Современная система воспитания не улучшает людей, а создает неких вымышленных персонажей с малым человеческим содержанием, «электронных людей», поведением которых управляют чипы памяти”, - заключает в книге «Мораль XXI века» Дарио Салас Соммэр.

К сожалению мы растворяемся в общем потоке невежества. Никогда ещё мы не сталкивались с таким объемом различной информации, которую мы уже не в состоянии глубоко осмыслить. Мы скатились до определения уровня наших “познаний” с помощью простого выбора ответа в тестах, почти как в лотерее. Похоже, что штампы – это чуть ли не единственное, что теперь приобретается нами в процессе обучения. Но штампованное поведение не имеет ценности. Значение имеет собственный индивидуальный выбор человека, его осознанное мнение. А ментальные программы и индивидуальное сознание – это вещи противоположного и взаимоисключающего порядка.

Казалось бы все это очевидно, но к сожалению далеко не все заинтересованы в оздоровлении нашего общества. Сегодня например уже многие замечают, что за западе есть силы, заинтересованные в нашем нравственном разрушении. Нас постепенно приучают к аморальности и цинизму, наших детей постепенно развращают, взять хотя бы такое ужасающее нововведение, как школьный секспросвет (или попросту растление наших детей), что, безусловно, губительно для детской психики и в конечном итоге ведет, как нам наглядно показала печальная, но очень поучительная история Содома и Гоморры, к деградации общества.

В этой связи интересно обратить внимание, что недавно, на одном из заседаний Валдайского клуба, Владимир Путин произнес очень точные слова: «Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога или веру в сатану. Эксцессы политкорректности доходят до того, что всерьез говорится о регистрации партий, ставящих своей целью пропаганду педофилии».

Какое же решение видит глава нашего государства? Всё очевидно. Он говорит о том, что противостоять подобным вредным течениям помогут основы морали, национального самосознания и семейных ценностей. Именно они дают возможность человеку выстоять в суетном мире ложных поветрий и искаженной информации. Нам необходимо стремиться к нравственному и сознательному воспитанию, к сохранению духовных ценностей. А семья и школа — это две силы, которые должны, объединившись, помочь спасти мир и сохранить его для наших потомков. Именно в семье и школе человек может получить бесценные знания законов морали, которые не проверяются формальным экзаменом. Главным экзаменатором здесь будет выступать сама ЖИЗНЬ.

И это понимают уже многие. Так, например, в Туле недавно прошла Конференция по защите традиционных духовных ценностей. Эта конференция была очень необычной: лидеры родительской общественности России и правовые эксперты в один голос били тревогу в связи с текущими событиями на семейном фронте, а представители образовательных госструктур зачитывали жизнерадостные отчеты о своей плодотворной работе на ниве защиты семьи. Этот разлад чувствовался уже с самого начала конференции. Почему же, так сложно прийти к единогласному выводу и признать существующие проблемы?

Наверное, все дело в том, что чиновники выполняют то, что от них требуют, а именно, всячески способствуют внедрению инородных законодательных норм. Родители же, общественники и правовые эксперты бьют в набат, призывая всех людей обратить внимание на недопустимые тенденции, внедряемые в наше общество, в систему образования, права и даже здравоохранения.

Давайте же и мы обратим свое внимание на важность морали и семейных ценностей. Ведь нравственность и семья это основа всех основ и цементирующая сила общества, а мероприятия, направленные на их разрушение, неизменно приводят к деградации страны и вымиранию ее народа. Давайте обратим на это внимание, ведь будущее за нами и нашими детьми!

С.Тимирязев
×

По теме Истоки нравственности

Политкорректная война против нравственности и культуры

Формально политкорректность существует, чтобы при помощи определенных законов и...
Журнал

Основы нравственности

Нравственность есть то, что способствует развитию человека (человечества...
Журнал

Деньги как выражение нравственности

Итак, вы считаете, что именно деньги – источник всех бед и корень зла? … А вы...
Журнал

Этюды нравственности

Периодически задают вопросы о добре и зле на различных форумах. «Как сделать мир...
Журнал

О русском языке и нравственности

“В языке утеряна истинная семантика слов, значение которых каждый трактует как...
Журнал

Законы нравственности

Существует сфера философии, религиозная сфера, историческая, экономическая...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Внетелесный опыт. Подводные камни