Христианство как тревожащая религия

Именно так оно почему-то воспринималось мной с того момента, когда я начал интересоваться религиями. Сама древняя атмосфера Библии, её драматические истории, наконец, судьба Иисуса с её трагичным финалом, столь необходимым для обещания возрождения. И хотя погружение в экзегетику и христианскую философию открывало иной лик христианства, исполненный мудрости, нет-нет да и появится нечто, напоминающее о том, что христианство – религия, сотрясаемая некими внутренними драматическими коллизиями.

Таков был и нашумевший фильм The Passion of the Christ Мела Гибсона. Последний из примеров, показывающий тесные отношения христианства и насилия (ну, будем говорить, тёмных сторон человеческой личности)- это повесть Уильяма Янга «Хижина». И даже не столько она, сколько последующая за ней книга-толкование Роджера Олсона «Бог в «Хижине». Ведь в конце концов, «Хижину» можно воспринять как очередной американский сюжет о том, как столкновение с насилием изменяет нашу жизнь, не проводя жёстких ассоциаций между Богом и убийцей девочки. Олсон, правда, тоже их не проводит, я сам их провёл, подчиняясь логике комментариев. Но именно его книга, а не исходный текст Янга, связывает историю убийства с христианством (а не просто с приверженцем этой религии).

Думается, что Олсон почувствовал необходимость написать комментарий потому, что страдание, или Великая Скорбь, - тема изначально христианская. Трактовка же автора «Хижины» представляла Бога – помимо «близких нам» антропоморфных образов – в качестве некого психоаналитика, помогающего сжиться с травматической ситуацией. И возникло желание не просто лишний раз подчеркнуть, что «Бог совершенно реально участвует в нашей жизни», но свести поближе Бога из повести и Бога из Библии.

Но про «тревожность». У Роджера Олсона этого не было, но вот мне показалось, что ему пришло в голову то же, что и мне (а может, я таким образом оправдываю свои фантазмы!) Бога пострадавшего уже изображали и ранее, но тут начинаешь воленс-ноленс представлять Бога преступников… Как Он мог остановить убийцу, если Он также и его Бог, Он не должен защищать одних людей от других. Он не мешает убийце получить своё безумное удовлетворение, равно как и не мешает хорошему человеку получить его удовлетворение от невинного времяпрепровождения. Ещё раньше Он не вмешивался, когда будущего серийного убийцу скорее всего били родители, не вмешивался, когда эти же родители в их юном возрасте подвергались третированию.

Не думайте, что я пытаюсь обвинять Бога, - ни в коей мере. Я всего лишь пытаюсь подтвердить мой также совсем не христианоборческий тезис о том, что христианство является тревожной религией (по сравнению с буддизмом, например). И утверждения Олсона, что «автор «Хижины» предлагает нам задуматься о том, что делает Бог, когда происходят подобные кошмары» отнюдь не является успокаивающим. Не оказывается ли, что христиане живут в атмосфере постоянной тревожности? Здесь можно перейти на теософскую сторону этого вопроса, но думаю, оставлю тему на вопросе, касающемся именно людей. Как делают Янг и Олсон.
×

По теме Христианство как тревожащая религия

Что такое Религия и почему Саентология Религия?

Из-за нашего трака, прошлых жизней и текущей жизни, более чем понятно, что у Вас...
Журнал

Религия любви-универсальная религия

Вера с надеждой-основа религии любви, которую можно принять за религиозно...
Журнал

Христианство против абортов

Пока на федеральном уровне только принимаются законы, призванные стимулировать...
Журнал

Христианство и эволюция

Накануне дня рождения «знакового» английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина...
Журнал

Обращение инопланетян в христианство

Гай Консолмаджо, работающий в ватиканской обсерватории, заявил о существование...
Журнал

Мусульмане могут принимать христианство

Мусульмане могут принимать христианство, если они никак не демонстрируют свою...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Свойства и природа сознания
Воспитание ребенка свободой