Анахронизм

[греч. ἀνά... обратно, назад, против + χρόνος время] - 1) ошибкапротив хронологии, отнесение какого-либо события, явления к другому времени, к другой эпохе; внесение в изображение какой-либо эпохи черт, ей несвойственных; 2) пережиток старины, не вяжущийся с современным укладом жизни; устарелый взгляд или обычай.
Анахронизм
Анахронизм - неотъемлемая черта средневековой историографии. Прошлое рисуется в тех же категориях, что и современность. Герои древности мыслят подобно современникам хрониста. Сознание местного и исторического колорита полностью отсутствует и у поэтов и у художников. Библейские и античные персонажи фигурируют в средневековых костюмах и в обстановке, привычной для европейца, и художника, скульптора, автора рыцарского романа, историка нисколько не волнует то, что в иные эпохи или в других странах нравы, мораль, природа, одежда, здания, быт были не такими, каковы они у него на родине и в его время. Анонимный средневековый моралист в поэме "Морали истории" приписывает древним римлянам "куртуазию" - специфическое рыцарское достоинство.

В Монтекассинском действе (Страстная литургическая драма XII в.) среди воинов, несущих караул у гроба, оказывается и Тристан, изобретатель фехтования. В "Мистерии об Адаме" (XII в.) говорят, как говорили простые французы (tel paltonier qui ço ad fait - "этакий негодяй, этакий дубина"). В "Мистерии Ветхого завета" Бог и ангелы говорят на французском языке, очень приближенном к латыни, ремесленники же и мошенники и, кроме того, Валаам со своей ослицей говорят на весьма наперченном обиходном наречии. Во фрагменте французской пасхальной драмы начала XIII в. солдат Пилата называют chivalers ("кавалерами") и обращаются к ним, именуя их vaissal ("вассалами") 1.

Различия между эпохами упирается лишь в одно, решающее, по сравнению с которыми все остальные не существенны: история до пришествия Христа и после него. Но эпохи Ветхого и Нового заветов не находятся в простой временной последовательности. История до воплощения Христа и после него - симметрична. Каждому лицу и событию Нового завета соответствует как префигурация аналогичное явление в Ветхом завете, они находятся между собой во внутренней сакраментальной, исполненной глубочайшего смысла символической связи. Вполне естественное и оправданное в сознании средневекового человека соседство на порталах соборов ветхозаветных царей и патриархов с античными мудрецами и евангельскими персонажами лучше всего раскрывает анахроническое отношение к истории. Эти изображения располагаются по определенной схеме, символически соответствуют друг другу, образуя стройные, гармонические ряды. Их обозрение порождало чувство плотности, связности и единства истории, а вместе с тем и ее неподвижности, пребывания ее всей - и ветхой и новой - в современности, точнее, во "вневременной одновременности". Микрокосм храма содержит в себе весь универсум и все времена. Собор - зримое и законченное выражение средневекового хронотопа, ценностно окрашенного единства времени и пространства.

Анахронично представление о самой природе человека. Все люди, во всех поколениях, несут ответственность за первородный грех, совершенный Адамом и Евой, подобно тому как все евреи виновны в распятии Христа, ибо эти события - грехопадение и страсти Господни - не принадлежат только прошлому, но вечно длятся и пребывают в нынешнем моменте. Крестоносцы в конце XI в. были убеждены, что карают не потомков палачей Спасителя, но самих этих палачей. Протекшие века ничего не значили для них 2.
×

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Внетелесный опыт. Подводные камни