Кр́атет Фив́анский, устаревшее — Кратес, (IV век до н. э. — III век до н. э.) — знаменитый древнегреческий философ-киник, наиболее известный ученик Диогена.
Кратет происходил из богатой фиванской семьи, получил хорошее образование. После разрушения Фив Александром Македонским Кратет перебрался в Афины. Киническая философия — это образ жизни. И свои воззрения Кратет доказывал собственным примером. Почти всё своё состояние он раздал беднякам, и стал киническим проповедником. Как и его учитель, Кратет вёл весьма аскетичный образ жизни. Но по сравнению с Диогеном кинизм Кратета носит более мягкий, гуманный характер. Он не возражал против собственности, семьи, видимо, сам имел минимальную личную собственность. Новым течением в кинизме считается провозглашённая Кратетом «Любовь к человеку (филантропия)». За своё обаяние, умение выслушать и дать совет, Кратет был прозван «открывателем всех дверей». Известны надписи на дверях домов: «Здесь вход для доброго духа Кратета». Называя господствующие философские взгляды «дымом», он непримиримо выступал против своих идейных противников, в частности, против мегариков.
В отличие от многих киников Кратет имел семью. Его жена — небезызвестная киник Гиппархия, будучи ученицей философа, из любви к нему ушла из знатной семьи, несмотря на уговоры самого Кратета.
Их равноправный брак по любви стал одной из форм кинического переосмысления привычных ценностей. Вокруг этого брака существуют сплетни и анекдоты о бесстыдстве и распущенности. Но некоторые современные исследователи сомневаются в правдивости подобных историй. Впоследствии немецкий писатель Виланд сделал Кратета и Гиппархию героями своего эпистолярного романа — «Krates und Hipparchia» (1804).
Кратет был плодовитым писателем. Однако из произведений Кратета сохранилось только несколько отрывков. В одном из них он описывает, достаточно иронично, идеальный город-остров «Пера» (Сума, Котомка). Из несохранившихся произведений известны письма Кратета, по некоторым данным не уступавшие по стилистике письмам Платона. Широко известные так называемые «Письма Кратета» написаны римскими киниками в I веке н. э. как составная часть цикла «Письма киников».
Среди учеников Кратета были Метрокл, Гиппархия и, наиболее известный, основатель стоицизма Зенон из Китиона.
Кратет происходил из богатой фиванской семьи, получил хорошее образование. После разрушения Фив Александром Македонским Кратет перебрался в Афины. Киническая философия — это образ жизни. И свои воззрения Кратет доказывал собственным примером. Почти всё своё состояние он раздал беднякам, и стал киническим проповедником. Как и его учитель, Кратет вёл весьма аскетичный образ жизни. Но по сравнению с Диогеном кинизм Кратета носит более мягкий, гуманный характер. Он не возражал против собственности, семьи, видимо, сам имел минимальную личную собственность. Новым течением в кинизме считается провозглашённая Кратетом «Любовь к человеку (филантропия)». За своё обаяние, умение выслушать и дать совет, Кратет был прозван «открывателем всех дверей». Известны надписи на дверях домов: «Здесь вход для доброго духа Кратета». Называя господствующие философские взгляды «дымом», он непримиримо выступал против своих идейных противников, в частности, против мегариков.
В отличие от многих киников Кратет имел семью. Его жена — небезызвестная киник Гиппархия, будучи ученицей философа, из любви к нему ушла из знатной семьи, несмотря на уговоры самого Кратета.
Их равноправный брак по любви стал одной из форм кинического переосмысления привычных ценностей. Вокруг этого брака существуют сплетни и анекдоты о бесстыдстве и распущенности. Но некоторые современные исследователи сомневаются в правдивости подобных историй. Впоследствии немецкий писатель Виланд сделал Кратета и Гиппархию героями своего эпистолярного романа — «Krates und Hipparchia» (1804).
Кратет был плодовитым писателем. Однако из произведений Кратета сохранилось только несколько отрывков. В одном из них он описывает, достаточно иронично, идеальный город-остров «Пера» (Сума, Котомка). Из несохранившихся произведений известны письма Кратета, по некоторым данным не уступавшие по стилистике письмам Платона. Широко известные так называемые «Письма Кратета» написаны римскими киниками в I веке н. э. как составная часть цикла «Письма киников».
Среди учеников Кратета были Метрокл, Гиппархия и, наиболее известный, основатель стоицизма Зенон из Китиона.
Обсуждения Кратет Фиванский
Невольно задумаешься, какие были самобытные мудрецы, что легенды тысячелетиями сохраняют память о них и их духовных трудах!
Останется ли что-нибудь нашим потомкам от сегодняшних философов, изощряющихся в сложно-сочиненных терминах, многотомных трактатах и непостижимой оригинальности...