Журнал / Публицистика / Карнавал в Рио

Карнавал в Рио


Публицистика. Карнавал в Рио


Карнавал в РиоСвященник Павел Феоктистов, настоятель храма св.мц.Зинаиды в г. Рио-де-Жанейро

Когда в 2002 году вместе с паломнической группой из бразильского города Сан Пауло я посещал храмы и монастыри «Золотого кольца», то услышал, что наши соотечественники из российской глубинки многое знают о Бразилии, а некоторые даже потаённо давно мечтают попасть на карнавал в Рио-де-Жанейро. Однако мало кто представляет себе в реальности, что это за мероприятие. Мои записки не преследуют цель отговорить православных христиан от посещения карнавала, но помочь им разобраться: что же такое на самом деле современный «Бразильский карнавал», откуда он произошел и чем, по существу, является.

Ежегодно, в конце февраля или первых числах марта, за неделю до «пепельной среды», предваряющей в католическом церковном календаре начало Великого поста, тысячи людей со всего мира приезжают в город Рио-де-Жанейро, чтобы увидеть, а некоторые даже с целью принять участие в шоу, называемом «Бразильский карнавал».

Последние десять лет все больше туристов из России посещают в это время Рио. Есть среди них и такие, кто приехав ради карнавала, находят возможность, помимо общеизвестных достопримечательностей города, посетить храм святой мученицы Зинаиды, расположенный совсем неподалеку от Самбодрома – места проведения основного карнавального шествия. Белокаменный православный храм построен 70 лет назад в Псковском стиле конца XIII – начала XIV века и резко выделяется блеском купола на фоне окружающих его бетонных жилых домов. Шестой год я являюсь настоятелем храма и неоднократно становился свидетелем не только первых восторгов российских путешественников, едва ступивших на бразильскую землю, неожиданно попавших из лютой зимы в жаркое тропическое лето, но и последующих разочарований людей, преодолевших тысячи километров, заплативших большие деньги для того, чтобы своими глазами узреть карнавальное действо, оказаться в центре народного, а в итоге коммерческого и, зачастую криминального разгула.

Каждый год в течение шести лет на моих глазах проходила подготовка к карнавалу. Я видел тысячи бедняков с костюмами из дешёвого папье-маше, спускающихся из близлежащих «фавел» (трущоб) к Самбодрому по улицам района Санта Тереза, где расположен мой храм. Многие из них – это люди без какой бы то ни было перспективы в жизни, или утратившие ее. Есть среди низшего класса, обитателей трущоб и такие, кто осознанно не желает трудиться, избрав способом добычи пропитания попрошайничество, воровство, торговлю наркотиками. Они идут на карнавал для того, чтобы иметь возможность раз в году пройти в своих «нарядах» на виду у публики в бешеном ритме самбы и тем самым, пусть даже в толпе и только на час оказаться в центре всеобщего внимания.

Оскар Немейер, создатель нынешней столицы Бразилии – города Бразилиа, писал: «Жители фавел воспринимают город как вражеский лагерь, где царят роскошь и коррупция». Бедные участники «праздника», не занявшие со своей школой самбы призовых мест, вскоре снова возвращаются на гору, в свои лачуги. В это время белым иностранным туристам лучше оказаться вне сферы внимания «фавеладос». Речь об этом пойдет в конце записок. Несколько недель подряд в период последних приготовлений, районы прилежащие к Самбодрому ночами оглушает барабанная музыка, свист и разрывы петард на ночных репетициях главного шествия так называемых «школ самбы».

Знатоки расходятся в толковании происхождения португальского слова «карнавал». По мнению некоторых лингвистов, это слово восходит к средневеково-латинскому «карнелевартум» – «устранение мяса» (мясопуст). Не исключено, что карнавал берет свои истоки из празднований начала нового года и обрядов, связанных с ежегодным возрождением природы, известных еще с дохристианскую эпоху. В ходе многовековой истории существования карнавала установилась его тесная связь с европейскими странами: Италией, Германией, Францией. Так, знаменитым средоточием карнавальной жизни в Италии стали города Рим, Венеция, Флоренция и Турин. Насколько известно, в местной бразильской и европейской традициях, даты первого дня карнавала определяются не одинаково. В Германии – это день празднования Богоявления, во Франции – вторник первой недели Великого поста. Бразильский карнавал во многом берет свои корни из португальских и африканских народных обычаев. Если говорить о древности его происхождения в Европе, то, возможно, что в основе португальских «энтрудо» (разгулов) лежат греческие языческие вакханалии и оргии. Вероятно, не обошлось и без влияния египетских языческих храмовых обрядов. Эволюционирующие формы бразильского карнавала как формы предпостного народного оживления существовали с первых лет португальского присутствия в Бразилии.

В Избранное   Вконтакте Twitter   Взять код Другая статья »
Добавить в ВконтактеДобавить в FacebookДобавить в ОдноклассникиДобавить в закладки Поделитесь информацией об этой публикации с друзьями!
Добавить статью в Журнал

Журнал

Интересные новости  
Наука  
Интернет  
Здоровье  
Публицистика  
Карнавал в Рио
Автомобили  
Музыка  
Обсуждения в разделе 
© 2002-2014 Информационное агентство Дом Солнца™. Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-44924
Дом Солнца® - является зарегистрированным товарным знаком. Все права на использование товарного знака принадлежат ООО "Дом Солнца".