Выбор фотоаппарата

БЫТОВОЙ - НЕ ЗНАЧИТ ПЛОХОЙ

Первое, с чем необходимо определиться перед походом в магазин, - какая камера вам необходима: профессиональная или любительская.

Первые существуют в ценовом сегменте $1000 и выше и оснащены по последнему слову современной техники.
Выбор фотоаппарата
Все это позволяет фотографу делать порядка десяти снимков в секунду (с разрешением 10 мегапикселей) - качество совершенно незаменимое при съемке животных в дикой природе, футбольных матчей и других динамичных сцен. Но, положа руку на сердце, часто ли вы охотитесь за львами или тусуетесь со спортивными фанатами?

Для съемок домашних вечеринок, детских праздников и достопримечательностей все эти навороты совершенно не нужны. Да и пользоваться профессиональной камерой любителю не с руки. Все эти камеры, как правило, зеркальные, что делает их чрезвычайно громоздкими и увесистыми. Режим видеосъемки, предусмотренный даже в самой простенькой “мыльнице”, здесь отсутствует. Самое же неприятное - все параметры съемки надо устанавливать вручную. Тем, кто не собирается зарабатывать на жизнь при помощи фотографии, лучше обратить внимание на любительские камеры, которых сейчас существует великое множество, - на любой вкус и кошелек.

МЫЛЬНАЯ ОПЕРА

Даже самая продвинутая любительская камера - это “мыльница”, выставляющая параметры съемки автоматически.

Тем, кто ни разу не держал в руках фотокамеру, лучше начинать с режима “AUTO”. В этом случае пользователь может сосредоточиться только на компоновке кадра, все остальное возьмет на себя автоматика.

Для тех, кто продвинулся в искусстве фотографии чуть дальше, предусмотрены сюжетные режимы, позволяющие лучше подстроиться под условия съемки. Главное - определиться, что и в каких условиях вы собираетесь снимать.

Зафиксировать каждый шаг растущего ребенка поможет “Спортивный режим” (чтобы не “смазать” движущийся объект, камера устанавливает максимально допустимую короткую выдержку) и режим “Портрет” (диафрагма максимально открыта, чтобы уменьшить глубину резкости фона и сконцентрироваться на объекте съемки).

Поклонникам цветов, марок, монет, насекомых и других мелких объектов жизненно необходим режим “Макро” (камера автоматически переключается на фокусировку с близкого расстояния, позволяя делать крупные планы).

Любителям путешествий не обойтись без режима “Пейзаж” (автоматика устанавливает малую, закрытую диафрагму, что позволяет достичь большой глубины резкости, и длинную выдержку. Часто фокусировка устанавливается на бесконечность, благодаря чему передний, средний и дальние планы передаются четко, хорошо проработанными, резкими). Данный режим также незаменим при съемках из окна экскурсионного автобуса, поскольку в других режимах камера, скорее всего, сфокусируется на стекле. Впрочем, во многих современных фотокамерах уже предусмотрен специальный режим “Через стекло”.

Отдельный разговор об участниках дружеских посиделок, которые протекают, как правило, поздним вечером и при искусственном освещении. Для них предусмотрены режимы “Ночная съемка”, “Съемка в сумраке” и т.д. Желательно также, чтобы камера была оснащена режимом “Ночной портрет”. В этом случае на снимке вместе с объектом прорабатывается и задний план (ночные фонари, рекламные огни, свет в окнах и т.п.). Достигается это за счет того, что включается вспышка и устанавливается довольно длинная выдержка. Однако для лучшего эффекта камеру желательно зафиксировать на штативе.

Существуют также режимы “Пляж”, “Снег”, “Фейерверк”, “Текст” и другие. Только от вас зависит - на чем остановить выбор.

“РЫБИЙ ГЛАЗ” НЕ ДЛЯ НАС

Сердце любого фотоаппарата - оптика. Основная ее характеристика - фокусное расстояние. Чем дальше от фотографа находится объект съемки, тем большее фокусное расстояние должен обеспечить объектив. Самым большим углом зрения (180 градусов) обладает сверхширокоугольный объектив, так называемый рыбий глаз. Конечно, такой объектив незаменим, когда надо заглянуть в окно к соседу, однако если вы не частный детектив, то для вас это вряд ли актуально. В обыденной жизни важно, чтобы камера позволяла снимать разноудаленные объекты. К примеру, компанию друзей, разбредшуюся по комнате, когда просьба собраться вместе для исторического снимка ими уже не воспринимается. Сделать это позволяют варифокальные объективы (их еще называют зумами, или трансфокаторами), имеющие переменное значение фокусного расстояния.

Другая важная составляющая - зум (приближение). Какой бы простенькой ни была камера, ее объектив должен иметь хотя бы 3-кратный оптический зум. Использовать цифровое приближение не рекомендуется, поскольку качество снимков существенно снижается. Причина проста. Цифровое приближение - это увеличение картинки программными методами: ближайшие точки изображения интерполируются, благодаря чему размеры объекта увеличиваются, но происходит потеря четкости изображения. В предельном случае фотография будет состоять из отчетливо видимых квадратиков. Для того, чтобы испытать все прелести хорошего зума, можно посоветовать, к примеру, камеру Canon PowerShot S5 IS. У нее приличный 12-кратный зум, который позволяет снять летящую птицу или проплывающий мимо пароход. Другая неприятная особенность зум-объективов - размывание и смещение кадра из-за естественного дрожания рук. Справиться с этой бедой поможет система стабилизации изображения. Электронная система стабилизации отслеживает перемещение изображения по основной части матрицы и возвращает его строго в центр. Оптическая система стабилизации действует по-другому. Процессор отслеживает положение кадра и с помощью микродвигателей управляет подвижными линзами объектива, вследствие чего изображение всегда оказывается в центре матрицы. Оптическая система стабилизации, конечно, дороже электронной, но и качество снимков не в пример выше. Один из самых удачных примеров соотношения цены и ка- чества - Sony Cyber-shot T10.

Немаловажен и материал, из которого изготовлен объектив. Стеклянная оптика более качественная и долговечная, чем полимерная, но она же и более тяжелая, и гораздо более дорогая. Учитывая, что фотоаппарат сейчас приобретается не на всю оставшуюся жизнь (прогресс идет бешеными темпами), любитель вполне может пользоваться полимерной оптикой. Многие фирмы - производители фотоаппаратов выпускают собственную оптику, однако некоторые применяют брендовую, например Carl Ceiss.

Если не вдаваться во все эти технические тонкости, то главное, что надо помнить любителям при покупке фотоаппарата, - чем крупнее объектив и шире входная “линза”, тем более качественной оптикой он оснащен.

ДА БУДЕТ СВЕТ!

Все без исключения цифровые “мыльницы” сегодня оснащены встроенными вспышками, главное - научиться их правильно использовать. Самое простое - установить фотовспышку на режим “По умолчанию”. В этом случае умная камера сама решит, когда и где ее применять. При съемках с естественным дневным или немного приглушенным светом результаты весьма хорошие. А вот в случаях, когда объект находится слишком близко или съемки протекают в сумерках, применять данный режим не рекомендуется - передний план может получиться слишком светлым, а задний - темным и неразличимым. Решить проблему помогают режимы “Пейзаж” и “Ночная съемка”, при которых фотоаппарат уменьшает скорость затвора, что дает на снимке хорошо различимые детали фона, которые находятся вне диапазона действия вспышки. Получить фотографию друзей на фоне вечерних городских огней вполне реально. Другой вариант решения проблемы - режим “Всегда включена”. В этом случае фотовспышка будет применяться вне зависимости от условий съемки. Не стоит думать, что днем, при хорошем естественном освещении, ее “услуги” излишни. Вспышка поможет высветлить тень от шляпных полей, избавит от темных кругов под глазами, которые возникают при полуденном освещении, добавит ярких живых красок кадру, снятому в облачный день. Также этот режим незаменим во время съемки в музеях или картинных галереях, однако, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания, включите его заблаговременно. Одна из самых распространенных проблем при использовании фотовспышки - “эффект красных глаз”, который возникает в результате “подсвечивания” кровеносных сосудов на задней стенке глаза. Профессиональные фотографы решают ее, направляя фотовспышку на потолок и фотографируя людей в отраженном свете. Встроенная фотовспышка сделать это не позволяет. К счастью, современные фотокамеры все чаще имеют специальный режим “Защита от красных глаз”, предусматривающий генерацию серии прерывистых вспышек непосредственно перед фиксацией изображения. Эти короткие вспышки, воздействуя на сетчатку глаза, не допускают “подсвечивания” сосудов.

Следует помнить, что даже внешние вспышки освещают сцену примерно на 5-6 м, диапазон действия встроенных вспышек еще меньше - от силы 3-4 м. Для съемок в квартире этого вполне достаточно, но вот снять при плохом освещении пейзаж или объекты, находящиеся на далеком расстоянии, увы, не получится.

По оценкам наших экспертов, одна из лучших вспышек с максимальным количеством режимов съемки сегодня установлена на фотоаппарате Canon PowerShot S5 IS.

УМНЫЕ МОЗГИ НЕ ВСЕГДА НУЖНЫ

Еще один важнейший параметр, на который следует обратить внимание при выборе цифровой камеры, - матрица, состоящая из огромного количества светочувствительных элементов (пикселей). Задача каждого из них - преобразовать падающий свет в электрический сигнал. В настоящее время в продаже имеются 3-, 5-, 7- и 12-мегапиксельные камеры. Традиционно считается, что чем больше мегапикселей, тем лучше камера и тем она, соответственно, дороже. Чтобы не “попасть на деньги”, знайте, что качество фотографии в большей степени зависит от физического размера матрицы и в меньшей - от количества пикселей. К примеру, фотоаппарат с 1-дюймовой (физический размер) 5-мегапиксельной матрицей будет давать более качественные снимки, чем 1/2,5- дюймовая 7-мегапиксельная камера. Это объясняется, в частности, и тем, что при “скученности” светочувствительных элементов происходит более сильный разогрев матрицы, возрастают шумы и качество снимка падает. Камеры с большими по размеру матрицами существенно дороже.

Если вдаваться во все эти технические детали не хочется, то самое разумное - ориентироваться на размер фотографий, которые вы рассчитываете полу- чать при распечатке. Чем больше мегапикселей содержит матрица, тем меньше зернистость готового снимка, тем больший формат можно получить. Так, 2- мегапиксельная камера позволяет делать снимки в формате 10х15 см, 3-мегапиксельная - в формате 13х18 см, 5-мегапиксельная - 20,3х25,4 см (А4), 7- мегапиксельная - 38х43 см (А3). Правило, чем больше мегапикселей, тем лучше, применимо, только если вы любите просматривать фотографии на экране телевизора. Во всех остальных случаях 7-мегапиксельной камеры с матрицей достаточно большого размера хватит за глаза. Одной из самых оптимальных моделей, по сочетанию цена/ка- чество, на сегодняшний день является Sony Cyber-shot S700.

При покупке фотокамеры стоит заранее задуматься о фотоархиве. Обычно небольшой внутренней (несъемной) памяти камеры хватает на запись всего пары десятков фотографий. Идущие в комплекте с фотоаппаратом программы синхронизации позволяют быстро и легко перебрасывать их на компьютер. Оперативное же хранение основной массы снимков осуществляется на съемных картах памяти различного типа и объема (до 8 Гбайт). Приобретая карту памяти, следует выяснить, соответствует ли ее формат фотоаппарату. Очевидно, что чем больше объем карты, тем больше фотографий может на ней храниться (в зависимости от размера изображений) и тем дороже она будет стоить. Приведенная таблица (1) поможет сделать правильный выбор.

ЖИЗНЬ - В ДВИЖЕНИИ

Одно из важнейших качеств современной камеры - ее динамичность, то есть способность оперативно “поймать момент”. В противном случае вместо улыбающейся мордочки вашего чада вы рискуете сфотографировать его зад. Справедливости ради надо сказать, что данное свойство зависит не столько от типа камеры (все производители стремятся к тому, чтобы их аппараты обладали минимальным временем отклика), сколько от условий съемки. Пока вы выбираете лучшую компоновку кадра, автоматика измеряет расстояние до объекта съемки, определяет уровень освещенности, устанавливает выдержку, диафрагму, светочувствительность и прочее. На все это необходимо время. К примеру, время выдержки может меняться от 30 сек. до 1/2000 сек. Опыт показывает, что минимальная “тормознутость” - у “зеркалок”, максимальная - у любительских “мыльниц”, однако зацикливаться на этом не стоит, поскольку все они тормозят примерно одинаково.

ВИДЕО НА ПАМЯТЬ

Подавляющее большинство цифровых “мыльниц” имеют режим видеосъемки и звукового сопровождения. Однако учитывая, что он идет как бонус (для качественного домашнего видео выпускаются и приобретаются видеокамеры), качество его оставляет желать лучшего. Как правило, максимальный формат составляет 640х480, при этом высококачественная съемка ведется с частотой 30 кадров в секунду, а стандартная с частотой 17 кадров в секунду. Запись производится на карту памяти и обычно файлами размером не более 2 Гб. Это позволяет отснять примерно 25- минутный сюжет. Звук обычно - моно и стерео, более продвинутые стандарты реализуются на камкордерах (цифровых видеокамерах). Впрочем, простенький сюжет на цифровой “мыльнице” снять можно, а рядовому потребителю большего и не надо.

ВИЖУ - ЗНАЧИТ СНИМАЮ

Одна из характерных особенностей цифровых камер, отли чающих их от аналоговых, - большой внешний дисплей, который не только выполняет функцию видоискателя, но и позволяет срежиссировать кадр, просмотреть полученный фотоснимок (его легко можно переснять, если не удовлетворяет качество). Размеры дисплеев в камерах колеблются от 2 до 3 дюймов по диагонали. Большой яркий дисплей - вещь, конеч- но, хорошая, но не стоит забывать, что чем более качественную картинку вы увидите, тем большим будет потребление энергии. Один из самых оптимальных дисплеев по качеству изображения и энергопотреблению на сегодняшний день у Sony Cyber-shot S700.

Не стоит, однако, забывать, что на самом лучшем дисплее отображается не всегда то, что получается на фотографии. Тем не менее уже при первом включении камеры в магазине, только взглянув на дисплей, вы можете понять цветовые предпочтения вашего аппарата - будет ли он делать снимки с уклоном в красный, синий или зеленый цвета. Избежать этого, к сожалению, не удастся. Светочувствительный элемент матрицы воспринимает лишь монохромное оптическое излучение. Для получения цветного изображения в очень дорогих зеркальных и профессиональных аппаратах применяются три ПЗСматрицы и очень сложная и дорогостоящая светоделительная призма (получение цветного изображения заключено в комбинировании трех основных цветов - красного, зеленого и синего). В подавляющем большинстве любительских камер - более дешевое решение. Специальные фильтры - красный, зеленый и синий позволяют получить при одной съемке три массива цветовой информации. Задача процессора камеры (и его программного обеспечения) - путем обработки по сложному алгоритму рассчитать цвет каждого пикселя и в итоге всего изображения. К сожалению, максимально точно передать цвета удается далеко не всегда. Однако нет предела совершенству, разработчики пытаются решить эту проблему.

ПИТАНИЕ И ПРОЧИЕ НЕПРИЯТНОСТИ

Еще одно слабое место любой цифровой камеры - питание. За каждый технический наворот приходится расплачиваться дополнительной потребляемой энергией. В настоящее время цифровые камеры питаются либо от аккумуляторов, либо от обычных АА-батарей. Последние, надо сказать, расходуются весьма быстро, поэтому, отправляясь в путешествие, особенно в места дикие и малоизведанные, позаботьтесь о том, чтобы иметь в сумке их стратегический запас. С аккумуляторными батареями несколько проще - достаточно положить в сумку специальное зарядное устройство. Однако этот номер проходит только в том случае, если в месте вашего отдыха есть электричество. В диком сибирском лесу, на уединенном острове в Тихом океане или в подмосковной деревне его может и не оказаться, поэтому, выбирая фотоаппарат, обратите внимание на то, чтобы его аккумуляторы были съемными. В этом случае можно купить запасную аккумуляторную батарею и взять ее с собой про запас. Выбор дополнительного аккумулятора определяется самой фотокамерой, поэтому и приобретать его нужно только после того, как выбрали камеру.

ВНЕШНОСТЬ РЕШАЕТ МНОГОЕ

Определившись с основными характеристиками камеры, обратите внимание на ее дизайн. Современная цифровая камера должна быть компактной, легкой, прочной, с малым временем подготовки к съемке. Желательно, чтобы фотоаппарат помещался в нагрудный карман рубашки, мог выдерживать падение с высоты человеческого роста, быть готовым сделать снимок через 1-2 секунды в нужном режиме, не требовать длительной фокусировки. Неплохо, если у нее будет режим съемки видео со звуком.

Обратите внимание на бренд. Практика показывает, что зачастую лучше приобрести бюджетную камеру именитого производителя, у которой имеются все необходимые настройки и возможности для съемки, хотя она может быть не столь изящна по сравнению с более дорогими моделями. С другой стороны, поколения цифровых камер сменяются настолько быстро, что выпущенная год назад фотокамера может оказаться дороже более поздней и гораздо более продвинутой модели.

И напоследок еще один совет. Перед покупкой подержите выбранную камеру в руках - ее эргономика должна вас устраивать, сделайте несколько снимков на пробу, оцените на дисплее качество изображения. Посмотрите предлагаемую с аппаратом документацию, оцените грамотность перевода, стиль изложения. Если инструкция по эксплуатации невысокого качества, осваивать аппарат придется намного дольше.
×

По теме Выбор фотоаппарата

Выбор фотоаппарата

Возможно, вы уже знаете, что такое зум (возможно даже, вы уже знаете, что такое...
Журнал

Выбор продуктов

Каждый из нас сталкивался с проблемой недоброкачественных продутов. Сыры...
Журнал

Выбор одежды

Столетиями общество и отдельные индивидуумы использовали одежду и различные...
Журнал

Выбор кондиционера

Близится лето и вместе с ним наступает звездный час кондиционеров. Именно в это...
Журнал

Выбор сотового телефона

Отправляясь покупать новую трубу, нужно ответить себе всего на два вопроса: 1) А...
Журнал

Выбор арбуза

Конец июля – начало августа - традиционный период, когда в продаже массово...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Дело вашей жизни - это изучение истины
Ясный свет блаженства